Сюжетно-ролевые игры в развитии общения со сверстниками
Содержание:
|
стр. |
|
Введение |
3 |
|
Глава 1 |
Теоретические основы проблемы развития навыков общения у детей дошкольного возраста |
6 |
1.1
1.2 |
Общение как объект исследования психолого-педагогической науки Генезис общения в дошкольном возрасте |
6
22 |
1.3 |
Педагогические условия развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста |
31 |
|
||
Глава 2 |
Содержание и методика опытной работы по развитию навыков общения детей дошкольного возраста |
45 |
2.1 |
Модель опытно-экспериментальной работы |
45 |
2.2
2.3
2.4 |
Особенности развития навыков общения у старших дошкольников Использование игры как средства развития общения у детей старшего дошкольного возраста Результаты экспериментальной работы |
47
51
57 |
|
||
Заключение |
58 |
|
Литература |
59 |
Введение
Важную роль в жизни каждого человека играет межличностное общение.
Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.
Формирование межличностного общения у старших дошкольников протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста.
Старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения и психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них становится важным общение, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Для дошкольников становится важной оценка взрослым не его умений, а личности в целом, поэтому он старается всё делать правильно, стремится к сопереживанию и взаимопониманию со взрослыми.
Контакты со сверстником приносят ни, с чем не сравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми.
Уже к шести годам ребёнок начинает осознавать, что другие дети, как и он, сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники уже способны не только оценить себя, но и достоинства другого ребёнка, соответственно к нему отнестись. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника.
По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли общения, что сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками. В этом возрасте уже происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутри личностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует целенаправленное обучение детей межличностному общению со сверстниками.
Всему нужно учиться и общению в том числе, поэтому мы предлагаем развивать навыки общения старших дошкольников в ходе сюжетно-ролевой игры.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения детей со сверстниками».
Проблема исследования: каковы возможности сюжетно-ролевой игры в развитии навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Цель исследования: определение возможности сюжетно-ролевой игры в развитии навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть сущность понятий: «сюжетно-ролевые игры», «общение»
- Определить особенности развития навыков общения у старших дошкольников..
- Разработка и апробирование коррекционной методики.
Гипотеза исследования: если применять сюжетно-ролевую игру, то процесс развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста будет более успешный.
Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы проблемы развития навыков общения у детей дошкольного возраста» раскрыто понятие «общения», рассмотрен генезис общения в дошкольном возрасте, раскрыты педагогические условия развития навыков общения у дошкольников.
Во второй главе «Содержание и методика опытной работы по развитию навыков общения детей дошкольного возраста» представлены результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем курсовой работы составляет страниц машинописного текста. Список литературы включает наименования.