Динамика внимания в младшем школьном возрасте
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания. 5
1.1. Общая характеристика внимания. 5
1.2. Особенности развития внимания. 8
1.3. Основные функции внимания. 12
1.4. Проблема изучения основных свойств внимания. 13
ГЛАВА 2. Развитие внимания в начальной школе. 17
2.1. Диагностика, коррекция и возможности саморазвития. 17
2.2. Анализ результатов исследования. 21
Заключение. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 30
ВВЕДЕНИЕ
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения[1]. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание ), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Актуальность темы заключается в том, что жалобы на недостаток внимания и усидчивости у младших школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Проблемой нарушения внимания школьный психолог занимается больше всего, возможно, потому, что симптомы нарушения внимания самые очевидные, а также потому, что существует большое количество методик для диагностики и, самое главное, коррекции подобных нарушений.
Два раза в год в каждом классе начальной школы проводится фронтальное обследование внимания. Результаты анализируются и используются для предупреждения и коррекции трудностей в обучении. В процессе этих исследований становится очевидным необходимость превратить ученика из пассивного объекта диагностики в заинтересованного в результате участника, понимающего причины своих трудностей и готового к их преодолению.
Цель исследования – провести анализ особенностей развития внимание у младших школьников.
Объект исследования – группа младших школьников
База исследования – школа № 30 г. Орска.
Предмет исследования – особенности внимания у школьников 7-8 лет
Гипотеза исследования состоит в том, что единственная функция, которую мы можем исследовать фронтально в динамике, — это внимание и поскольку внимание осуществляет функцию контроля деятельности, оно тесно связано с развитием самоконтроля и успеваемости школьников.
Исходя из гипотезы, сформированы следующие задачи:
- Провести анализ литературы по вопросу развития внимания у учащихся начальных классов.
- Выявить возрастные особенности развития внимания.
- Спланировать и провести эксперимент по изучению функции внимания у школьников 2 и 3-х классов
- Проанализировать и интерпретировать полученные экспериментальные данные.
Были использованы: методика Бурдона - исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы.
[1] Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М., 2002. (Виды внимания: 30-37, 69-80.)