Индивидуальные особенности памяти в подростковом возрасте
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
Введение |
3 |
|
Глава 1 |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
|
7 |
1.1 1.2 |
Анализ теории памяти и проблемы способностей Индивидуально-возрастные и психологические особенности подростков |
7 15 |
|
|
|
Глава 2 |
РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ |
31 |
2.1 Оценка уровня сформированности памяти подростка 31
|
||
2.2
2.3 2.4 |
Применение методик по повышению уровня сформированности памяти подростков Результаты эксперимента |
33
35 |
|
|
|
Заключение |
|
36 |
Литература 38 |
||
Приложение |
40 |
|
|
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации.
Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся.
“Без памяти, - писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом”.
Память человека можно определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.
Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.
Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и “интеллектуальных умений”. Слуховые представления и оперирования ими является важным напоминанием специальных музыкальных способностей, а математическая память включена в структуру математических способностей. (Голубев “Индивидуальные особенности памяти” М. “Педагогика” 1980г.)
Индивидуальные различия всегда универсальные. В животном мире они могут перекрывать видовые различия, а у людей в размах этих различий столь велик, что от них нельзя отвлекаться, поскольку конкретное проявление любого общего закона всегда включает в себя “фактор личности” и “фактор индивидуальности”. Так подчёркивая актуальность разработки данного направления.
Размах индивидуальных различий памяти человека весьма велик случай выдающихся памяти наблюдаются не только у мнемистов профессионалов, но и музыкантов, полководцев и вообще лиц самых разнообразных профессий.
Даже в обычных группах людей индивидуальные различия памяти значительны. Эти различия носят количественные и качественные характеристики. Какова же природа этих различий и чем они обуславливаются, врожденными способностями или свойствами человеческого мозга или же в значительной степени является продуктом систематических тренировок или выработки целесообразных приёмов запоминания.
Поэтому исследование данной проблемы является важным и необходимым условием для осмысливания самого процесса памяти. Т.к. память является важнейшей определяющей характеристикой психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что “было в прошлом”. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психологического акта обязательно предполагает удержания каждого данного его элемента для сцепления с последующим. Без возможности к такому сцеплению невозможно развитие: “человек остался бы вечно в положении новорожденного”. (И.М.Сетченов).
Будучи важнейшей характеристикой всех психологических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Чтобы улучшить память, учителю необходимо понять, как действует ее механизм, что ему препятствует, а что облегчает работу. Этот механизм можно представить в виде цепи, между звеньями которой иногда происходят разрывы, приводящие к ухудшению памяти. Любого рода организация запоминаемого материала облегчает работу памяти, но особенно эффективны приемы снабжения образующихся следов памяти «опознавательными знаками», или «адресами», это намного упрощает доступ к ним. Искусство хорошего использования памяти состоит в умении удачно выбирать такие знаки, желательно в форме зрительных образов.
Итак, от учителя зависит, обретет ли подросток определенный контроль над памятью.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Индивидуальные особенности памяти в подростковом возрасте».
Проблема исследования: заключается в раскрытии особенностей развития памяти подростков.
Объект исследования: подросток.
Предмет исследования: особенности памяти в подростковом возрасте.
Цель исследования: развитие памяти подростков.
В соответствие с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
- Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть сущность понятия «память».
- Определить возможность методик по развитию памяти.
- Разработка и апробирование коррекционной программы, направленной на развитие памяти.
Гипотеза исследования: процесс обучения будет более успешным, если:
- учитывать возрастные особенности детей;
- использовать предложенные нами методики по развитию памяти.
Методы исследования:
- Анкетирования
- Тестирование
Опытно – экспериментальная база исследования – учащиеся 10 «Б» класса гимназии №2.
Методологическая основа исследования П.П.Блонский, А.А. Смирнова, П. Радоссавлевич, Рогов и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что определенны некоторые особенности развития памяти подростков.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что можно учитывать и применять разработанные методики при обучении детей в школе при выявлении особенностей памяти.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.
В первой главе «Индивидуальные особенности памяти в подростковом возрасте», рассматривается понятие «память», раскрыты виды памяти, индивидуальные особенности памяти.
Во второй главе «Развитие индивидуальных особенности памяти в подростковом возрасте» представлены результаты опытно-экспериментальной работы, анализируется и обосновываются особенности развития памяти подростка.
В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем курсовой работы составляет 42 страниц машинописного текста, в работе приведены таблицы. Список литературы включает 24 наименования.
Приложение содержит диаграммы, а также 5 таблиц.
На защиту выносятся следующие положения:
ü Поднимаемый вопрос является до конца не изученным.
ü Разработанные методики являются эффективными при решении задачи развития памяти подростков.