Развивающие игры по математике как средство развития логического мышления младших школьников
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Психолого-педагогические основы проблемы развития логического мышления младших школьников ……………………………………………….6
1.1 Основы развития мышления младших школьников ………………………6
1.1.1 Сущность мышления……………………………………………………… 6
1.1.2 Основные виды и формы мышления …………………………………….12
1.1.3 Развитие мышления младшего школьника в системе математического обучения …………………………………………………………………………15
1.2 Развивающие игры как средство развития логического мышления ……..21
1.2.1 Психолого-педагогическая характеристика развивающих игр ………...21
1.2.2 Методика использования развивающих игр в процессе обучения …….27
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников средствами развивающих игр ……………29
2.1 Диагностика уровня развития логического мышления …………………..29
2.2 Проведение опытно-экспериментальной работы …………………………35
2.3 Психолого-педагогический анализ результатов эксперимента ………….47
Заключение ………………………………………………………………………54
Список литературы ……………………………………………………………...56
Приложение ……………………………………………………………………...60
Введение
Младший школьный возраст является важным периодом в развитии ребенка. В этот период у ребенка закладываются основные знания и умения, развиваются способности, в том числе и творческие. Исследования ведущих психологов: Б.М. Теплова, Н.Д. Левитова, Н.С. Лейгеса, Л.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и др. доказывают, что способности не даются человеку с момента рождения в готовом виде. Они не являются врожденными свойствами человека, не передаются по наследству.
Для успешного развития способностей в конкретной деятельности необходимы соответствующие задатки, которые представляют собой врожденные анатомо- и психофизиологические особенности организма. У ребенка всегда имеются задатки к развитию каких-либо способностей, но если не вести соответствующую работу по их развитию, сами по себе задатки не разовьются.
Концепция модернизации образования в РФ до 2010 года гласит, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В связи с этим возрастает роль формирования навыков самостоятельной учебной деятельности школьников. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
В связи с этим возникает вопрос о необходимости развития логического мышления уже в начальной школе.
В связи с этим выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Развивающие игры по математике как средство развития логического мышления младших школьников».
Объект курсовой работы – процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет исследования – роль развивающих игр в развитии логического мышления младших школьников.
Гипотеза: если на уроках математики систематически применять развивающие игр, то это будет способствовать развитию логического мышления младших школьников.
Цель исследования – изучить и апробировать роль развивающих игр в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме влияния развивающих игр на развитие логического мышления младших школьников;
- раскрыть роль развивающих игр в развитии логического мышления младших школьников;
- подбор и систематизация задач, направленных на развитие логического мышления младших школьников;
- составление и разработка конспектов уроков для учащихся 4 класса, направленных на развитие логического мышления младших школьников;
- выявление результатов проводимой в экспериментальной работе по исследовательской проблеме.
В целях реализации задач нами применяются комплекс методов научного исследования:
- теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
- изучение и обобщение педагогического опыта;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
I Анализ психолого-педагогической литературы (2005г.)
II. Изучение и накопление фактического материала исследования (2006)
III. Проведение опытно-экспериментального исследования и оформление результатов исследования.
Исследование проводилось на базе Муниципальной Общеобразовательной школы №1. п. Шильда.