Внимание и его психологические свойства
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ……………………………………………5
1.1 Определение понятия «внимания»…………………………………………5
1.2 Физиологические основы внимания………………………………………10
1.3 Психологические свойства внимания……………………………………..14
1.4 Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте и ее связь с характеристиками внимания…………………………………….23
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИК ТРЕВОЖНОСТИ………………………………………………………………...30
2.1 Цель, задачи, гипотезы и методы исследования…………………………..30
2.2 Анализ уровня развития свойств внимания в зависимости от степени проявления различных типов тревожности……………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………51
ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становиться содержанием размышлений.
Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет. Согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.
Проблемами исследования внимания занимались такие великие ученые как Ухтомский А.А., Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н., они выдвигали множество теорий внимания, но, несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания и психологических свойств. Но практически все исследования подчеркивают индивидуальность внимания.
Проблема исследования: каковы основные психологические особенности внимания и их взаимосвязь с тревожностью младших школьников.
Предмет исследования: внимание и его психологические свойства.
Объект исследования: взаимосвязь внимания и тревожности у младших школьников.
Целью данного исследования является рассмотрение внимания и его психологических свойств и взаимосвязи с тревожностью.
В связи с целью, объектом и предметом исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть понятие внимания.
3. Дать качественную характеристику вниманию.
4. Рассмотреть физиологические основы внимания.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению взаимосвязи уровня развития свойств внимания и характеристик тревожности.
База исследования СОШ №31 3 «А», 4 «В», всего 37 человек.