Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…..................................................................................................................3
Глава 1. Научно – теоретические основы методики диалогической речи у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………7
1.1. Диалог как объект исследования в современной науки……………………...7
1.2. Своеобразие детского диалога………………………………………..………11
1.3. Обзор педагогической литературе по вопросам развития диалогической речи у детей дошкольного возраста ………………………………………………17
Глава 2. Содержание и методика развития речи у детей дошкольного возраста в опытной работе…………………………………………………………..….……22
2.1. Модель опытно-экспериментальной работы……………………………..….22
2.2. Характеристика диалогической речи детей …………………………………23
2.3. Особенности обучения диалогической речи детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………..28
2.4. Результаты экспериментального обучения……………………………..……31
Заключение...............................................................................................................32
Литература…………………………………………………………………………34
Приложение…………………..…………………………………………………....37
Введение
Актуальность исследования. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.
Выделяются две основные сферы общения дошкольника — со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог (Е. И. Исенина), интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении. Дети испытывают большие трудности в -усвоении родного языка - его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Известно, не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения. Так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером. Наблюдения за развитием диалогической речи показали, что возраст (3-5 лет), особо чувствителен, сензитивен в усвоении диалогической речи детьми. Наблюдая за своими воспитанниками, за тем, как развивается у них диалогическая речь, педагог может выделить две линии: во-первых, совершенствуется ли понимание ими речи взрослых; во-вторых, складывается ли собственная активная речь.
Дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего для общения детей необходимы материальные условия, т.е. развивающая среда. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша.
Развитие диалога — это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них — ребенок. Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога т.е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста».
Проблема исследования: В условиях обновления всей учебно – воспитательной системы, тема формирование диалогической речи нуждается в исследованиях, в необходимости многоаспектного обоснования содержания, обучения диалогической речи детей 5 года жизни.
Цель исследования: создание системы изучения и формирования диалогической речи детей.
Объект исследования: процесс изучения и формирования диалогической речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: диалогическая речь детей 5 года жизни.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- Провести теоретический анализ состояния диалогической речи детей 5 года жизни
- Показать современное состояние диалогической речи дошкольников в теории и практике
- Составить перспективный план по формированию диалогической речи дошкольников.
Гипотеза исследования: если в единый учебно – воспитательный процесс включить диагностику речевого развития речи и вопросы формирования диалогической речи осуществлять в процессе повседневного общения и в форме подготовленных занятий и при этом учитывать индивидуальные особенности детей решение этих вопросов внесет вклад в исследовании диалогической речи дошкольников.
Методы исследования:
- Изучение педагогической литературы по проблеме
- Психо – диагностические методы (эксперимент, наблюдения и беседы)
- Методы обработки и интерпретации данных
Исследовательской базой
Обоснование выбора литературных источников:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования.
В первой главе «Научное – теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста» раскрыты особенности диалогической речи дошкольного возраста.
Во второй главе «Содержание и методика развития диалогической речи у детей дошкольного возраста а опытной работе» представлены результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем курсовой работы составляет 39 страниц машинописного текста. Список литературы включает 33 наименования.
На защиту выносятся следующие положения:
- Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.
- Для развития диалогической речи детей необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы .