Роль геометрических заданий в развитии пространственного мышления младших школьников
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты роли геометрических заданий в развитии пространственного мышления младших школьников…………………………….6
1.1 Мышление
1.1.1 Сущность мышления…………………………………………………………..6
1.1.2 Пространственное мышление на уроках математики при использовании геометрического материала……………………..…………………………………..8
1.3 Типы оперирования пространственными образами …………………………10
1.4 Теория «Деятельность по развитию пространственного мышления» Якиманской И. С……………………………………………………………………11
Глава 2. Психолого-педагогический эксперимент по формированию уровня развития пространственного мышления учащихся 4 классов………………..…15
2.1 Констатирующий эксперимент ………………………………………………15
2.2 Система задач как средство развития пространственного мышления……...19
2.3 Контрольный эксперимент по определению уровня сформированности пространственного мышления ……………………………………………………50
Заключение………………………………………………………………………….59
Список литературы ………………………………………………………………...61
Введение
Современное российское общество поставило перед школой задачу воспитания личности, которая могла бы логически мыслить, самостоятельно и критически оценивать современную ему действительность, предполагать и сравнивать различные варианты решения какой-либо проблемы, выбирать из них наиболее удачный и выгодный для конкретной ситуации, не принимать слепо информацию, а сопоставлять и анализировать все факты, комбинируя возможные, отбирать оптимальные и делать соответствующие выводы.
В связи с этим модернизация общеобразовательной школы на современном этапе ее развития «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей».
В свете этих тенденций изменяется приоритет математического образования, которое на современном этапе рассматривается как процесс становления личности человека посредством овладения им основами математических знаний.
Появляясь на свет, ребёнок начинает жить в мире, где его окружают пространственные объекты. Он развивается, начинает познавать всё вокруг себя. Ему доставляет огромное удовольствие занятие с геометрическими играми. В этом возрасте ребёнок любит рисовать, играть кубиками, что- то конструировать, лепить из пластилина различные фигуры.
Изучая геометрию, дети отвлекаются от реальных объектов действительности: среди всех их свойств они рассматривают только размер, форму, положение предметов в пространстве; изучают абстрактные модели каких-либо объектов. При этом у них развиваются наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, абстрагироваться от конкретных свойств предметов, классифицировать и обобщать геометрические фигуры – все это очень значимо для активности их познавательной деятельности. Кроме того, развитие практической ориентации в пространстве, моторики, обогащение словаря, связной речи и мышления способствуют коррекции и других недостатков психического развития слабоуспевающих школьников. В связи с этим проблема роли геометрических заданий в развитии пространственного мышления актуальна в настоящее время.
Важность и актуальность темы послужило основанием для определения темы работы: «Роль геометрических заданий в развитии пространственного мышления младших школьников»
Цель работы: Сформировать пространственное мышление учащихся 4 классов с помощью специально составленной системы геометрических задач
Данная цель работы определила постановку следующих задач:
- Изучить теоретический материал по проблеме развития пространственного мышления учащихся
- Изучить опыт работы в области развития пространственного мышления учащихся начальной ступени общего образования.
- Разработать систему задач по развитию пространственного мышления учащихся 4 классов.
- Провести экспериментальную апробацию системы задач, формирующую пространственное мышление.
Объект: процесс обучения математики в начальных классах.
Предмет: роль геометрического материала в развитии пространственного мышления младших школьников.
Гипотеза: если на уроках математики систематически применять геометрический материал, то это будет способствовать развитию пространственного мышления младших школьников.
База исследования: 4 класс Истимисская МОУ.
При разрешении данной проблемы мы опирались на научные положения, рассмотренные и обоснованные психологами, педагогами: Якиманской И.С, Немовым Р.С., Подласым И.П., и математиками: Шарыгиным И.Ф., Ерганжиевой Л.Н., Гусевым В.А. и р.