Консультирование учащихся по проблемам умственного труда
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА……………………..6
1.1. Сущность консультирования…………………………………………………..6
1.2. Характеристика основных составляющих культуры умственного труда…..8
1.3. Основное содержание умений, интеллектуального компонента культуры умственного труда и способы их формирования………………………………..11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПРОБЛЕМАМ УМСТВЕННОГО ТРУДА…………………..39
2.1. Выявление степень сформированности мыслительных процессов у учащихся экспериментального класса……………………………………………39
2.2. Формирование культуры умственного труда………………………………..42
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..47
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...49
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Наша курсовая работа посвящена исследованию проблемы консультирования учащихся по вопросам культуры умственного труда.
Нет, наверное, ни одного педагога, который не задумывался тем, почему многие школьники плохо учатся, не переживал, не пытался помочь таким ученикам.
На поставленный вопрос может быть дано множество ответов. Но одной из самых главных причин, порождающих низкую успеваемость, является отсутствие у учащихся умения учится.
Большая важность нашей работы в исключительной интеллектуальности вопросов, касающихся культуры умственного труда, на современном этапе школьного образования, когда, в связи с развитием науки, усложняется и увеличивается объем знаний, которыми должен овладеть учащийся в процессе школьного обучения. Прочность овладения этими знаниями напрямую связана со степенью овладения школьниками рациональной умственной деятельностью, особыми приёмами учебной работы.
Важность воспитания культуры умственного труда сегодня осознаётся как теоретиками, так и практиками педагогики.
В настоящее время перед педагогической наукой и школой стоит задача; разработать и реализовать на практике преемственную систему комплексного воспитания культуры умственного труда учащихся всех классов, – как на уроках; так и в ходе внеурочной воспитательной деятельности совместными усилиями учителей, классных руководителей, библиотекарей и родителей. И овладеть этими приемами учащиеся могут на психолого-педагогической консультации.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Консультирование учащихся по проблемам культуры умственного труда».
Проблема исследования: каковы рациональные способы консультирования по проблемам культуры умственного труда учащихся.
Цель исследования: определение рациональных способов консультирования по проблемам культуры умственного труда учащихся.
Объект исследования: учебная деятельность учащихся.
Предмет исследования: процесс консультирования по вопросам культуры умственного труда учащихся.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть сущность понятий: «консультирование», «умственный труд».
- Определить особенности культуры умственного труда учащихся.
- Разработка и апробирование коррекционной методики.
Гипотеза исследования: культура умственного труда – сложное понятие, включающее личностный, интеллектуальный, организационно-технический и гигиенический компонент, но самый важный интеллектуальны, поэтому от сформированности умений, входящих в данный компонент, зависит уровень общей успеваемости, а сформировать его можно с помощью консультирования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, тестирование.
Исследовательской базой является 3 класс школы №17 г. Орска
Обоснование выбора литературных источников: И.С. Марьенко, Запа А.З., А.С. ГрашицкАЯ,
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.
В первой главе «Теоретический аспект изучения консультирования по проблемам культуры умственного труда» анализируется сущность консультирования, выделены основные компоненты умственного труда.
Во второй главе «Экспериментальное изучение консультирования по проблемам умственного труда» представлены результаты опытно- экспериментальной работы.
В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем курсовой работы составляет 53 страниц машинописного текста. Список литературы включает 61 наименование.
На защиту выносятся следующие положения:
Культура умственного труда представляет собой сложную, многоуровневую модель, включающую в себя учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения и навыки.
Интеллектуальный компонент занимает центральное место в понятии «культура умственного труда», являясь «фундаментом», который можно успешно сформировать с помощью психолого-педагогического консультирования.