Психолого-педагогическое консультирование подростков, страдающих алкоголизмом
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ АЛКОГОЛИЗМОМ………………………….6
1.1. Сущность психолого-педагогического консультирования ………………..6
1.2 Алкоголизм……………………………………………………………………..16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ АЛКОГОЛИЗМОМ………………………...18
2.1. Проблема алкоголизации в среде подростков ………………………………18
2.2. Алгоритм работы с семьями имеющих подростков больных алкоголизмом……………………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...28
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….31
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Ухудшение социально-экономического положения семей, безработица, возрастная миграция населения и другие негативные факторы остро отразились на положении детей и привели к росту безработицы, агрессии, преступности и алкоголизации в детской и подростковой среде. По данным 414 несовершеннолетних состоят на учете из них учащиеся школ и училищ - 340.
По мнению специалистов, занимающимися проблемами подростков, примерно около 50% подростков имеют девиантное (отклоняющееся) поведение. Подростки чаще всего подвержены различным стрессам (школьный стресс, сексуальный стресс, семейные стрессы и т.д.), не имея достаточного опыта для адаптации, ищут выходы различными способами, в том числе деструктивными. Поэтому подростки чаще всего подвержены таким серьезным и опасным симптомам, как антисоциальное поведение, злоупотребление наркотиками, несчастные случаи, самоубийства. Чем больше семейных неурядиц, пренебрежения и отсутствия взаимопонимания, тем более вероятно, что подросток станет токсикоманом, наркоманом, алкоголиком преступником.
В домах, где взрослые члены семьи курят, выпивают или употребляют алкоголь (даже в умеренных количествах) есть вероятность того, что подростки выберут семейный тип поведения.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогическое консультирование родителей подростков, страдающих алкоголизмом».
Проблема исследования: каковы рациональные способы консультирования родителей подростков, страдающих алкоголизмом
Цель исследования: определение рациональных способов консультирования родителей подростков, страдающих алкоголизмом.
Объект исследования: родители подростков, страдающих алкоголизмом.
Предмет исследования: процесс консультирования родителей подростков, страдающих алкоголизмом.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть сущность понятий: «консультирование», «алкоголизм».
- Определить особенности консультирования родителей подростков, страдающих алкоголизмом.
- Разработка и апробирование коррекционной методики.
Гипотеза исследования: если, применять разработанный нами алгоритм консультирования родителей подростков, страдающих алкоголизмом, то процесс будет более успешным.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, тестирование.
Исследовательской базой является 5 «А» и 5 «Б» классы школы №17 г. Орска
Обоснование выбора литературных источников: И.С. Марьенко, Запа А.З., А.С. ГрашицкАЯ,
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.
В первой главе «Теоретическое изучение психолого-педагогического консультирования родителей подростков, страдающих алкоголизмом» анализируется сущность консультирования.
Во второй главе «Экспериментальное изучение психолого-педагогического консультирования родителей подростков, страдающих алкоголизмом » представлены результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем курсовой работы составляет 33 страниц машинописного текста. Список литературы включает 43 наименования.
На защиту выносятся следующие положения:
- данная проблема до конца не изучена;
- предложенная коррекционная программа эффективна.