Особенности диагностики речевого развития умственно-отсталых детей и детей с ОНР
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ……………………………………….….…..7
1.1 Анатомо-физиологические механизмы речи……………………………….….7
1.2. Умственно – отсталые дети………………………………………………….. 18
1.2.1. Понятие и причины олигофрении………………………………………….19
1.2.2. Дебильность………………………………………………………………….20
1.2.3. Имбецильность……………………………………………………………...22
1.2.4. Идиотия……………………………………………………………………...23
1.3. Характеристика ОНР………………………………………………………….24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОНР……………………31
2.1. Исследование состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием……………………………………….30
2.2 Формирование связной речи у детей………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….44
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...46
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, при низком уровне материальной обеспеченности большинства слоев нашего общества, мы видим огромное количество брошенных детей, переходящих на попечение государства по воле родителей, или же в результате лишения родительских прав. Это свидетельствует о низком нравственном уровне многих тысяч матерей и отцов, которые отказали своим детям в заботе и тепле.
Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, так же как и дети воспитывающиеся в интернатах, по своему психическому развитию, как правило, отстают от ровесников, растущих в условиях любви и заботы. Темп развития этих детей замедлен. Их психическое и физическое здоровье имеет ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах развития. У многих дошкольников выявляется пассивность во всех видах деятельности, обедненная речь, неустойчивое внимание, снижение памяти и работоспособности.
При поступлении в группу ребенка из неблагополучной семьи отмечается его меньший интерес к сверстникам по сравнению с другими детьми. Ущемленные в плане семейного воспитания дети, менее внимательны к действиям и состоянию партнера, и часто не замечают обид, просьб и даже слез своих товарищей. Эти дети в условиях детского сада домогаются внимания и отторгают его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.
Позднее развитие речи сказывается неблагоприятно на развитии форм мышления, на контактах с окружающими людьми. У детей узкий кругозор, они не знакомы с явлениями окружающего мира, с предметами быта. Многим детям свойственно значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять те или иные правила при отсутствии контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности.
К первому классу ребенок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и различать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свои действия и контролировать себя. Не менее важны: развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательная координация, правильное звукопроизношение и развитый соответственно возрасту фонематический слух.
В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно, ведь Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14 % детей практически здоровы, в то же время половина имели отклонения в состоянии здоровья, а 35 % страдали хроническими заболеваниями. В 1990-е гг. появился термин - «децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Наиболее часто это явление встречается у детей группы риска.
Группу риска составляют дети, с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи) и ЗПР. Такие дети выявляются путем проведения специальных диагностик.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Особенности диагностики речевого развития умственно – отсталых детей и детей с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования: каковы способы диагностики речевого развития умственно – отсталых детей и детей с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определение особенностей диагностики речевого развития умственно – отсталых детей и детей с общим недоразвитием речи. Объект исследования: процесс развития речи у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: способы развития речевой деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть сущность понятий: «умственная отсталость», «общее недоразвитие речи».
- Определить особенности диагностики речевого развития умственно – отсталых детей и детей с общим недоразвитием речи
Гипотеза исследования: если учитывать особенности диагностики речевого развития умственно – отсталых детей и детей с общим недоразвитием речи, то процесс развития речи будет более успешным.
Методы исследования: наблюдение, объяснение, анкетирование, педагогический эксперимент.
Обоснование выбора литературных источников: в исследовании данной темы мы опирались на идеи и теории Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и другие.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические аспекты изучения особенностей диагностики речевого развития умственно-отсталых детей и детей с общим недоразвитием речи» раскрыты сущность понятий: «умственная отсталость», «общее недоразвитие речи»
Во второй главе «Экспериментальное изучение особенностей диагностики речевого развития детей с общим недоразвитием речи» представлены результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем курсовой работы составляет 46 страниц машинописного текста. Список литературы включает 26 наименований.
На защиту выносятся следующие положения:
- необходимо развивать речевую коммуникацию детей с общим недоразвитием речи;
- разработанная методика эффективна.