Изучение взаимосвязи умственного и речевого развития детей разных возрастов
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УМСТВЕННОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ……………………………………………...5
1.1 Основные виды нарушения развития детей…………………………………5
1.2 Оценка уровня умственного развития детей………………………………27
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ УМСТВЕННОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ…...42
2.1 Методика выявления речевого развития детей……………………………42
2.2 Организация специальной педагогической помощи детям с нарушения речи……………………………………………………………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….74
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...76
ВВЕДЕНИЕ.
Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу; распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний — 50%, физиологической незрелости — 60%, более 20% детей имеет дефицит массы тела (Инстуктивно-методическое письмо “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошокольного возраста в организованных формах обучения” от 14.03.2000 №65/23-16).
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дизадаптации, неуспеваемости, социокриминальных последствий в будущем.
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Изучение взаимосвязи умственного и речевого развития детей разного возраста».
Проблема исследования: каковы наиболее эффективные способы речевого развития детей с отклонениями в умственном развитии.
Объект исследования: взаимосвязь умственного и речевого развития детей разного возраста .
Предмет исследования: дети с с отклонениями в умственном и речевом развитии.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования выявить взаимосвязь умственного и речевого развития детей.
В соответствие с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
- Изучить специальную литературу по проблеме исследования
- Раскрыть сущность понятий «умственное развитие» и «речевое развитие»
- Определить возможности методик по умственному и речевому развитию детей.
- Разработка и апробирование коррекционной программы, направленной на организацию помощи детям с нарушением речи.
Гипотеза исследования: дети с нарушением умственного развития страдают нарушением развития речи.
Методы исследования: сравнения, синтеза и анкетирования, анализ, конкретизация, изучение литературных источников, длительное включенное наблюдение; поисковый, констатирующий и формирующий элементы; математико-статистический метод.
Опытно – экспериментальная база исследования: соотносится с объектом и предметом исследования.