Особенности внимания в подростковом возрасте
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………5
1.1 Общая характеристика внимания……………………………………………5
1.2 Особенности развития внимания …………………………………………..8
1.3 Индивидуально-возрастные и психологические особенности младших подростков……………………………………………………………………12
1.4 Особенности развития внимания подростков……………………………..28
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ………………30
2.1 Исследования внимания у младших подростков………………………….30
2.2 Результаты эксперимента…………………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...41
ВВЕДЕНИЕ.
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения[1]. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание ), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Актуальность темы заключается в том, что жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Проблемой нарушения внимания школьный психолог занимается больше всего, возможно, потому, что симптомы нарушения внимания самые очевидные, а также потому, что существует большое количество методик для диагностики и, самое главное, коррекции подобных нарушений.
Два раза в год в каждом классе проводится фронтальное обследование внимания. Результаты анализируются и используются для предупреждения и коррекции трудностей в обучении. В процессе этих исследований становится очевидным необходимость превратить ученика из пассивного объекта диагностики в заинтересованного в результате участника, понимающего причины своих трудностей и готового к их преодолению.
Цель исследования – провести анализ особенностей внимание у младших подростков.
Объект исследования – группа школьников 13-14 лет .
База исследования – школа № 11 в городе Орске.
Предмет исследования – особенности внимания у школьников 13-14 лет.
Гипотеза исследования состоит в том, что единственная функция, которую мы можем исследовать фронтально в динамике, — это внимание и поскольку внимание осуществляет функцию контроля деятельности, оно тесно связано с развитием самоконтроля и успеваемости школьников.
Исходя из гипотезы, сформированы следующие задачи:
- Провести анализ литературы по вопросу развития внимания у учащихся начальных классов.
- Выявить возрастные особенности развития внимания.
- Спланировать и провести эксперимент по изучению функции внимания у школьников 8-х классов.
- Проанализировать и интерпретировать полученные экспериментальные данные.
Были использованы: методика Бурдона - исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы.
[1] Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М., 2002. (Виды внимания: 30-37, 69-80.)