Феномен эгоцентрической речи
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ…………………………….5
1.1. Основные термины………………….…………………………………………..5
1.2. Эволюция эгоцентрической речи………………………………........................7
1.3. Особенности эгоцентрической речи………………………………………….10
ГЛАВА 2. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ТРУДЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ……………………………………………………..12
2.1. Теория детского эгоцентризма Ж. Пиаже……………………………………12
2.2. Критическое исследование Л.С. Выготского………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..22
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...23
ВВЕДЕНИЕ
Каждый, кто имел возможность длительно и систематически наблюдать за ребенком раннего, и особенно дошкольного, возраста, безусловно, сталкивался со следующим феноменом: играя, рисуя, конструируя или просто глядя в окно, ребенок разговаривает, ничуть не смущаясь отсутствием собеседников, - как бы сам с собой. Известно, что этот феномен был открыт и впервые исследован Ж. Пиаже, который рассматривал его как одно из проявлений качественного своеобразия детской психики, обусловленное эгоцентрической позицией ребенка (Пиаже, 1932).
Проблема эгоцентрической речи вызвала среди психологов большой интерес, многочисленные дискуссии и резко расходящиеся истолкования, которые, как выяснилось со временем, в значительной мере были обусловлены неоднозначностью первоначальной характеристики эгоцентрической речи в работе Ж. Пиаже: "...ребенку безразлично с кем он говорит, и слушают ли его вообще. Он говорит либо сам с собой, либо просто получает удовольствие оттого, что делает случайного слушателя причастным к своим действиям в данный момент. Эта речь эгоцентрична... в основном потому, что ребенок не пытается встать на точку зрения того, кто его слушает..."[1]
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Феномен эгоцентрической речи».
Проблема исследования: каковы особенности эгоцентрической речи?
Цель исследования: заключается в решении проблемы.
Объект исследования: процесс эволюции эгоцентрической речи.
Предмет исследования: особенности эгоцентрической речи.
В соответствие с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
- Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть сущность понятия «речь», «эгоцентрическая речь».
- Выяснить природу зарождения эгоцентрической речи.
Гипотеза исследования: эгоцентрическая речь может быть началом зарождения внутренней речи.
Методы исследования:
- изучение состояния проблемы по разным источникам;
- изучение педагогического опыта;
- анализ;
- наблюдение;
- обобщение, сравнение;
Методологическая основа исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже.
Научная новизна исследования заключается в доказательстве, что эгоцентрическая речь является основой внутренней речи.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.
В первой главе «Феномен эгоцентрической речи» рассматривается эволюция эгоцентрической речи, раскрыты понятия «речь», «эгоцентризм», «эгоцентрическая речь», выделены особенности эгоцентрической речи.
Во второй главе «Фундаментальные труды по изучению эгоцентрической речи» изложены две основные теории по данной проблеме.
В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем курсовой работы составляет 29 страницу машинописного текста. Список литературы включает 19 наименований.
На защиту выносятся следующие положения:
- Чем менее выражен психологический контакт между ребенком и окружающими его детьми, тем свободнее должен выявляться эгоцентризм в речи ребенка.
- Эгоцентрическая речь является основой внутренней речи.