Реализация экологического воспитания в процессе обучения детей младшего школьного возраста
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..5
Глава 1. Теоретические основы реализации экологического воспитания в начальной школе ………………………………………………………………….8
1.1 Историко-теоретический анализ понятия экологического воспитания…...8
1.2 Разработка форм экологического воспитания в начальной школе ……...13
1.3 Формы и методы экологического воспитания …………………………….14
Глава 2. Методика реализации экологического воспитания младших школьников ……………………………………………………………………...19
2.1. Основы опытно-экспериментальной работы……………………………...19
2.2. Работа по использованию экологических игр в рамках реализации экологического воспитания……………………………………………………..26
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы …………………………33
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы …………………………………………..41
Приложение ……………………………………………………………………...45
Введение
В последние годы необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознана на мировом уровне.
Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизация» всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания.
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш повседневный словарь, но его понимают по-разному.
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.
Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно, это составная часть такого воспитания. Но также под экологическим воспитание детей понимают прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей.
Варварское отношение некоторых людей к природе – результат определенного воспитания в детстве. Убедительны слова В.А. Сухомлинского: к тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность.
Появилось множество программ по экологии для средних с старших классов, но они не обошли и начальные классы.
У выпускников начальной школы должно быть сформировано отношение к природной окружающей среде, положено начало формированию экологического сознания.
Под экологическим сознанием мы понимаем такой набор психологических функций, которые формируют природосообразное поведение, позволяющее личности включить взаимодействие с природой в системе социально-значимых отношений «я и природа – одно целое».
Детям свойственны доброта и любознательность, но им не хватает опыта, знаний. Важная задача начальной школы – экологическое образование.
Так как варварские проявления по отношению к природе у младших школьников не редки, проблема, несомненно, носит актуальный характер.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Реализация экологического воспитания в процессе обучения детей младшего школьного возраста».
Проблема исследования: каковы формы и методы реализации экологического воспитания в процессе обучения детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: рассмотреть теоретические и прикладные аспекты реализации экологического воспитания в процессе обучения детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс реализации экологического воспитания.
Предмет исследования: формы и методы реализации экологического воспитания в процессе обучения детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. раскрыть объем экологического воспитания в процессе обучения детей младшего школьного возраста;
2. определить цели, задачи, содержание, формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста;
3. на основе экспериментальной работы выявить наиболее эффективные формы и методы экологического воспитания в процессе обучения детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: экологическое воспитание будет осуществляться наиболее глобально при соблюдении следующих условий:
- определить объем экологических знаний младших школьников;
- систематически проводить диагностику уровня экологической воспитанности младших школьников;
- разработать систему заданий и упражнений, направленных на систематизацию знаний экологии младшими школьниками;
- систематически проводить коррекцию уровня воспитанности младших школьников.
Методы исследования – анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, тест , беседа, анализ, обобщение.