Страхи детей и их коррекция
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Теоретические аспекты страхов у детей дошкольного возраста……...6
1.1 Определение понятия страха, причины, фирмы и виды эмоциональной тревожности………………………………………………….…6
1.2 Выявление детских страхов………………………………………..…15
1.3 Преодоление страха и тревожности у детей дошкольного возраста20
Глава II Опытно-экспериментальная работа по преодолению страхов у детей дошкольного возраста …………………………………………………………..24
2.1 Модель опытно-экспериментальной работы………………………..24
2.2 Описание результатов констатирующего эксперимента…………...26
2.3 Развивающе-коррекционная по оказанию помощи ребенку пережить горе……………………………………………………………..30
2.4. Контрольный эксперимент и описание его результатов…………..33
2.5 Психолого-педагогический анализ полученных результатов……..38
Заключение ……………………………………………………………………...40
Список использованной литературы ………………………………………….42
Приложение …………………………………………………………………….45
Введение
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Страх, как тень, преследовал человека ещё с незапамятных времён. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу, возникал в непосредственной опасности для жизни, как самого человека, так и его ближайшего окружения. Страх – неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, т.к. он предотвращал слишком опасные для жизни безрассудные и импульсивные действия.
Страх… Кому не известно это состояние? От внезапно нахлынувшего, парализующего волю чувства до продолжительного ощущения беспокойства и тревоги, сопровождающегося бессонными ночами, стремлением во что бы то ни стало забыться, прогнать прочь неприятные впечатления.
Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до « эмоционального паралича ». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно[4]. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия. Всё это и определило актуальность данной работы.
Известный физиолог И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существует 2 угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности.
Проблемой страхов занимались многие учёные: И. П. Павлов, Б.И. Додонов, Боулби, В.К.Вилюнас, Эрих Фромм. Попытку определить и описать формы страха сделал Фриц Риман в своей книге «Основные формы страха». Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен [10]. Согласно его «концепции травматического обуславливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт[10], предложил перечень индикаторов страха. Он говорил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка. Много методов и приёмов для снятия тревожности младших школьников разработано у А.М.Прихожан.
В ходе работы была выдвинута гипотеза: методика выявления страхов и их преодоление будет эффективнее, если глубже раскрыть природу возникновения страхов, их психологический аспект.
Объектом изучения выступает: процесс изучения страха как психологической эмоции у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются: психологические особенности возникновения страхов.
Цель работы: изучить психологические предпосылки возникновения страхов для дальнейшего выявления и преодоления страхов у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие страха как психологической эмоции;
- выявить причины и виды страхов
- рассмотреть методику выявления и преодоления страхов у детей
- изучить литературу по указанной теме.
В работе были использованы методы исследования: наблюдение, эксперимент, изучение психолого-педагогического опыта, изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемых литературных источников.