Диагностика и коррекция развития познавательных процессов
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательных процессов ………5
1.1 Внимание как познавательный процесс и его развитие в дошкольном возрасте ……………………………………………………………………………5
1.2 Речь как познавательный процесс и ее развитие в дошкольном возрасте ..9
1.3 Сущность сенсорного развития …………………………………………….12
1.4 Память как познавательный процесс и ее развитие в дошкольном
возрасте..………………………………………………………………………….14
1.5 Воображение как познавательный процесс и его развитие в дошкольном возрасте …………………………………………………………………………..19
1.6 Мышление как познавательный процесс ………………………………….22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по диагностики и коррекции развития познавательных процессов …………………………………………..24
2.1 Основы опытно-экспериментального исследования ……………………..24
2.2 Коррекция сенсорного развития и мышления дошкольников …………...20
2.3 Анализ результатов исследования …………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы ……………………………………………………………...44
Приложения……………………………………………………………………...49
Введение
Перед массовой школой стоит важная и ответственная задача – обеспечить в процессе обучения и воспитания всестороннее развитие каждого ребенка. Осуществляя эту сложную задачу педагогический коллектив школы сталкивается с наличием у детей затруднений в обучении, которое обусловлены теми или иными отклонениями в их развитии, приводящими к неуспеваемости этих детей в школе. В связи с этим, диагностика развития всех познавательных процессов необходима еще в дошкольном возрасте, так как выявление отклонений в развитии на ранней стадии делает более простой их коррекцию.
Актуальность исследования объясняется также тем, что в дошкольном возрасте познавательные процессы поддаются гораздо более простой коррекции, нежели в младшем школьном возрасте.
В связи с вышесказанным выбрана тема курсовой работы: «Диагностика и коррекция развития познавательных процессов».
Стоит отметить, что в основные познавательные процессы входят восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение, умственное, сенсорное и речевое развитие.
Объект курсовой работы – познавательные процессы детей дошкольного возраста: внимание, речь, сенсорное развитие, память, воображение.
Предмет исследовательской работы: диагностика и коррекция развития внимания, речи, сенсорного развития, памяти, воображения.
Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические и прикладные аспекты проблемы диагностики и коррекции познавательных процессов.
В связи с поставленной целью, необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть внимание как познавательный процесс и его развитие в дошкольном возрасте;
- рассмотреть речь как познавательный процесс и ее развитие в дошкольном возрасте;
- выявить сущность сенсорного развития ;
- рассмотреть память как познавательный процесс и ее развитие в дошкольном возрасте;
- рассмотреть воображение как познавательный процесс и его развитие в дошкольном возрасте;
- рассмотреть мышление как познавательный процесс;
- провести опытно-экспериментальную работу по диагностике и коррекции развития познавательных процессов.
База исследования: ДОУ №3. г. Орска Оренбургской области.
Методы исследования: анализ, синтез, анализ психологической литературы по проблеме диагностики и коррекции психологических процессов.