Особенности речевой и мыслительной деятельности при афазии
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты речевой и мыслительной деятельности при афазии
1.1 Сущность афазии
1.2 Этиология афазии
1.3 Симптоматика афазии
1.4 Расстройства двигательной сферы при афазии
1.5 Особенности нарушения мышления при разных формах афазии
1.6 Речевая симптоматика афазии
Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа детьми с различными формами афазии
2.1 Констатирующий эксперимент по выявлению формы афазии у дошкольников ДОУ №38
2.2 Коррекционно-педагогическая работа по преодолению нарушений
2.3 Результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Афазия— системные нарушения речи, вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей). Эти нарушения могут затрагивать фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи.
По классификации А.Р. Лурия, основанной на концепции динамической локализации высших психических функций, выделяется семь форм. При поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей) возникает сенсорная афазия, впервые описанная К. Вернике в 1874 г., в основе которой лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов.
При поражении средних отделов левой височной области (у правшей), возникает акустико–мнестическая афазия, в основе которой лежит нарушение слухоречевой памяти. При поражении задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей) возникает оптико–мнестическая афазия, в основе которой лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов. При поражении зоны третичной коры теменно–височно–затылочных отделов левого полушария (у правшей), возникает семантическая афазия, впервые описанная Г. Хэдом в 1926 г., в основе которой лежат дефекты симультанного анализа и синтеза.
При поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей) возникает афферентная моторная афазия, впервые описанная О. Липманом в 1913 г., в основе которой лежит нарушение кинестезической афферентации, идущей при произнесении слов. При поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей) возникает эфферентная моторная афазия, впервые описанная П. Брока в 1861 г., в основе которой лежит нарушение кинетической организации речевых актов в силу инертности речевых стереотипов.
При поражении средне– и задне–лобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей) возникает динамическая афазия, впервые описанная К. Кляйстом в 1934 г., в основе которой лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, связанные с планированием речи. В связи с этим проблемы особенностей речевой и мыслительной деятельности при афазии актуальны в настоящее время. В связи с этим дана тема курсового исследования: «Особенности речевой и мыслительной деятельности при афазии».
Объект курсовой работы – афазия.
Предмет исследования - особенности речевой и мыслительной деятельности при афазии.
Гипотеза исследования: успешная коррекция всех форм афазии возможна лишь при длительной коррекционно-развивающей работе и правильно лечении ребенка.
Цель курсовой работы – изучить особенности речевой и мыслительной деятельности при афазии.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность афазии;
- рассмотреть причины афазии;
- рассмотреть симптоматику афазии;
- выявить сущность расстройства двигательной сферы при афазии;
- рассмотреть особенности нарушения мышления при разных формах афазии
- рассмотреть речевую симптоматику афазии;
- провести коррекционно-педагогическую работу детьми с различными формами афазии.
Методы исследования: метода анализа медицинской и логопедической литературы по проблеме афазии, методы коррекционной педагогики, беседы, анкетирования.
База исследования – ДОУ №38 г. Орска.