Отрасли психологии
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты отраслей психологической науки 6
1.1 Психология как наука 6
1.2 Специфика научно-психологического познания. Понятие отрасли психологии 10
Глава 2. Классификация отраслей психологии 16
2.1 Принципы классификации отраслей психологии и структура современной психологической науки 16
2.2 Формирование новых направлений и отраслей отечественной
психологии 19
2.3 Новейшие отрасли психологии 22
Заключение 30
Список литературы 34
Введение
В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными.
Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории.
Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности - от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей - это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.
Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.
Всё вышесказанное подчеркивает актуальность изучения различных отраслей психологии.
В связи с этим выбрана тема курсовой работы: «Отрасли психологии».
Объект данной курсовой работы – психология как наука.
Предмет исследования – отрасли психологической науки.
Цель курсовой работы – провести классификацию отраслей психологии.
В связи с целью курсовой работы, сформулированы следующие задачи в исследовании:
- рассмотреть психологию как науку;
- рассмотреть специфику научно-психологического познания и выявить сущность понятия «отрасль психологии»;
- рассмотреть принципы классификации отраслей психологии и структура современной психологической науки;
- рассмотреть формирование новых направлений и отраслей отечественной психологии;
- рассмотреть новейшие отрасли психологии .
Методы исследования: метод анализа психологической литературы по проблеме отраслей психологии, методы анализа и синтеза результатов исследования