pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Развитие речи дошкольников


СОДЕРЖАНИЕ.
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Теоретические основы методики развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….7
1.1. Основные задачи и закономерности речевого развития детей……………7
1.3 Малые формы фольклора, их роль в развитии образной речи детей
старшего дошкольного возраста…………………………………………….….14
ГЛАВА II. Опытно педагогическая работа по использованию малых форм фольклора в развитии образной речи детей……………………………………22
2.1 Изучение особенностей разных сторон речи и диагностика уровня речевых умений и навыков в звуковой культуре речи у детей исследуемой группы…………………………………………………………………………….22
2.2 Содержание и методы работы по воспитанию выразительно-образной речи детей старшего дошкольного возраста средством малых фольклорных форм……………………………………………………………………………....28
2.3 Определение уровня речевых умений и навыков выразительной и образной речи после проведения преобразующего этапа педагогического исследования……………………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……54
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….59
ВВЕДЕНИЕ
 
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми с античных времен. Еще до нашей эры (V-IV века) наблюдался бурный расцвет ораторского искусства – это было время широкого подъема политической и экономической жизни Древней Греции, расцвета ее науки. Большой интерес (ив настоящее время он не исчез) представляют работы выдающегося мыслителя Аристотеля, который дает глубокий анализ языка, стиля, построения речи ораторов. Вспомним его знаменитое изречение: «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» [Аристотель, 1963, с.21].

Большого расцвета ораторское искусство достигло в Римской республике. Речи Марка Туллия Цицерона до сих пор служат образцом страстности и убедительности. Как замечательно он говорил о выборе слова: «В отношении слов, употребляемых в собственном значении, достойная задача оратора заключается в том, чтобы избегать затасканных и приевшихся слов, а пользоваться избранными и яркими, в которых обнаруживаются известная полнота и звучность» [Цицерон, 1963, с.45]. С падением Рима надолго приостановилось и развитие ораторского искусства.

Примерно такое же положение, когда риторика не требовала глубокого содержания и убежденности наблюдалось в XVII-XVIII веках. и в России. Первые реформы русского языка  связаны с именем М.В.Ломоносова. Он понимал роль развития речи для культуры людей, «которые красоту языка знают и наблюдают». Можно назвать много отечественных просветителей, которые боролись  за чистоту родного языка. Это и Д.И. Фонвизин и автор учебников по риторике А.Ф. Мерзляков и профессор Царскосельского лицея Н.Ф. Кошанский. И, наконец, XIX век – период величайшего расцвета русской литературы и русского языка.

Это небольшое историческое вступление понадобилось для того, чтобы подчеркнуть значимость изучаемой проблемы. Человеческое общество овладело средством общения давно, и у его лучших представителей затем возникла мысль о создании науки о языке, которая в наше время достигла подлинного расцвета. Однако она не могла возникнуть сразу и на пустом месте, а лишь опираясь на исследования крупных языковедов.

О проявлении у дошкольников большой чуткости к слову говорят многочисленные исследования и высказывания лингвистов, психологов, писателей и родителей (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и другие).

Нужно отметить, что языковая способность непременно должна включать в себя  развитие чувства языка. Оно вступает в силу тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывание. Подчеркнем, что это творческое комбинирование во всех смыслах. Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности.

Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.    

Важным качеством речи является выразительность. Ли­нии развития выразительной речи рассмотрены С.Л. Ру­бинштейном. Педагогический аспект этой проблемы осве­щен Н.С. Карпинской, которая отмечает, что уже в раннем возрасте дети способны улавливать и воспроизводить эле­менты выразительных средств. Она прослеживает этапы этой деятельности и условия ее формирования.

Таким образом выразительность и образность речи ребёнка необходимо развивать уже в дошкольном возрасте. Всё это и определило актуальность данной работы.

Учитывая исключительную актуальность данной проблемы, мною была выдвинута гипотеза: если в старшей и подготовительной группах детского сада комплексно использовать специально подобранные малые фольклорные формы и развивающие упражнения(этого же плана), то можно добиться видимых успехов в речевом развитии дошкольников.

Целью данной работы является анализ развития образной и выразительной речи дошкольников с помощью малых фольклорных форм.

Объектом исследования является развитие образной речи старших дошкольников на занятиях с использованием различных фольклорных жанров.

Предметом исследования выступает процесс ознакомления детей с малыми фольклорными формами.

Проблема исследования: выявление и создание педагогических условий, благоприятствующих речевому развитию старших дошкольников.

Проблема, предмет и цель предопределили следующие задачи исследования:

-            определить основные задачи и закономерности речевого развития детей

-            выявить психолого – педагогические аспекты развития образной речи дошкольников

-            раскрыть основные задачи детского сада по ознакомлению детей с фольклорным жанром;

-            показать особенности развития образной и выразительной речи на основе малых фольклорных форм;

-            показать основные приемы развития образной и выразительной речи в старшем дошкольном возрасте.

-     разработать методические приемы развития речевой деятельности дошкольников средствами малых фольклорных форм.

-     проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и сделать методические выводы.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи дошкольников.
  2. Наблюдение за речевой деятельностью дошкольников.
  3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанных комплексных занятий с использованием малых форм фольклора.
  4. Обобщение собственного опыта работы.

Практическая значимость работы (в плане новизны) заключается в усовершенствовании методических приемов по развитию образной речи дошкольников при помощи малых фольклорных форм.

Работа может быть полезна воспитателям, учителям начальных классов, учащимся педагогических ВУЗов.


Возврат в  Заказать эту работу