Особенности логического мышления детей в дошкольном возрасте
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..…3
Глава I Теоретические аспекты логического мышления детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие мышления и его виды. ……………………………………………..5
1.2 Особенности развития мышления детей дошкольного возраста…………..9
1.3 Особенности словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...21
Глава II Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей логического мышления дошкольников………………………………………...23
2.1 Основы опытно-экспериментального исследования особенностей логического мышления дошкольников………………………………………...23
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников …………………………………………..38
Приложение………………………………………………………………………39
Введение
Мышление, как процесс обобщенного отражения действительности, выражается в словесной форме. Вместе с тем, оно опирается на конкретные образы, отражающие предметы и реальные явления.
Ведущий тип мышления в дошкольном возрасте – наглядно-образный. Именно в его недрах берет начало более абстрактное и словесно-логическое мышления. Несмотря на то, что слово начинает определять мыслительную деятельность ребенка лишь в младшем школьном возрасте, отдельные элементы словесно-логического мышления мы можем развивать уже у старшего дошкольника. В связи с этим, актуальны проблемы особенностей логического мышления в дошкольном возрасте.
Особенности дошкольного возраста освещены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.Ф. Обуховой и многих других отечественных ученых. В этот период дети выходят за пределы своего семейного мира и устанавливают отношения с миром взрослых, который, по Выготскому, становится для них «идеальной формой». Это сфера, в которую ребенок стремится, но не может еще войти.
Д.Б. Эльконин отмечает, что дошкольный возраст вращается, как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций, его задач.
Взрослый для ребенка — носитель общественных отношений, ролей. Противоречие состоит в том, что между идеальной формой и реальным уровнем развития в этот период велик разрыв, и дабы преодолеть это противоречие, ребенок вынужден моделировать эту идеальную форму и действовать внутри созданной им модели — сюжетно-ролевой игры.
В связи с актуальностью проблемы, выбрана тема курсовой работы: «Особенности логического мышления детей в дошкольном возрасте».
Объект данной курсовой работы – мышление детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – изучение особенностей логического мышления детей дошкольного возраста.
Гипотеза курсовой работы – мышление дошкольников носит дологический характер, однако отдельные элементы словесно-логического мышления достаточно развиты к концу дошкольного возраста.
Цель курсовой работы – выяснить особенности логического мышления детей в дошкольном возрасте.
В связи с цель курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие «мышление» и рассмотреть его виды;
- рассмотреть особенности развития мышления детей дошкольного возраста;
- рассмотреть особенности словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
- провести опытно-экспериментальную работу по изучению особенностей логического мышления дошкольников.