Агрессия в межличностных отношениях подростков
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты агрессивности в подростковом возрасте…………...5
1.1 Понятие агрессии и агрессивности ……………………………………….…5
1.2 Подростковая агрессивность…………………………………………………9
2 Опытно-экспериментальная работа по изучению подростковой агрессии .24
2.1 Описание опытно-экспериментальной работы ……………………………24
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………27
Заключение ………………………………………………………………………37
Список использованной литературы …………………………………………..39
Приложение ………………………………………………………………...……41
Введение
Проблема агрессивности сегодня — едва ли не одна из самых насущных проблем многих из современных гуманитарных наук. События, произошедшие в ХХ веке: две мировые войны, унесшие громадное количество человеческих жизней, изобретение мощнейшего по своей разрушающей силе оружия, дают этому достаточно оснований.
К сожалению, даже наша жизнь — яркое тому подтверждение. Размах международного терроризма, принимающего все более угрожающие масштабы, заставляет общество взывать к тем, кто может внести свой вклад в решение данной проблемы.
Ответом ученых могут стать исследования, проводимые в области изучения природы и механизмов возникновения и развития асоциальной агрессивности. Одним из таких является исследование влияния внутрисемейных отношений на появление и развитие агрессивности подростков, проведенное известными американскими учеными А.Бандурой и Р.Уолтерсом.
В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.
Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
Объект исследования – агрессия и агрессивность.
Предмет – агрессия как личностное образование в старшем подростковом возрасте.
Цель – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подростковом возрасте и раннем юношеской возрасте.
Гипотеза - на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.
Задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:
- выявить сущность агрессивности в подростковом возрасте;
- провести опытно-экспериментальную работу для изучения агрессивности в подростковом возрасте.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения подростковой агрессии, метод анализа, синтеза результатов исследования, беседа, анкетирование, диагностика.