Воспитательные системы Вальдорфских школ
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы вальдорфской педагогики…………………….6
1.1 История возникновения и развития вальдорфских школ…………………..6
1.2 Сущность вальдорфских школ ……………………………………………..15
Глава II. Анализ особенностей системы вальдорфских школ………………..22
2.1 Особенности воспитательных систем вальдорфских школ ……………...22
2.2 Об эффективности вальдорфского образования…………………………..25
2.3 Критика и мнения о вальдорфской школе на современном этапе……….28
2.4 О религии в вальдорфской школе………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников………………………………………….38
Введение
Существуют два противоположных взгляда на вальдорфские школы: первые говорят о необходимости вальдорфских частных школ, другие называют их сектантскими и не советуют отдавать детей в такие школы.
По всему миру работают штайнеровские, или вальдорфские, школы. В настоящее время их около шестисот. В них учителя стремятся воплотить принципы штайнеровской педагогики в наиболее полном виде. Одновременно общеобразовательные школы в различных странах используют педагогические импульсы, которые дает им штайнеровская педагогика. В одних из них отдельные методические находки служат добавлением к общему учебному процессу. В других — учителя, основательно и серьезно ознакомившись с основными понятиями штайнеровской педагогики, касающимися учения о человеке, пытаются обновить учебный процесс в целом.
Например, в Финляндии работает почти двадцать штайнеровских школ, финансируемых государством. Педагогические разработки, сделанные в них, внедряются затем в общеобразовательные школы.
В современном мире штайнеровская педагогика продолжает оставаться реформаторской, хотя первая школа была основана в 1919 году в Штуттгарте в Германии для детей рабочих табачной фабрики “Вальдорф-Астория”. Именно поэтому в одних странах штайнеровскую педагогику называют по имени ее основателя Рудольфа Штайнера, в других — вальдорфской, по месту нахождения первой школы.
Первая школа была основана в Германии, поэтому иногда можно услышать, что и штайнеровская педагогика является немецкой. На самом деле такие утверждения являются огромным заблуждением. Неоспоримо, что в Германии шла и идет огромная работа по развитию штайнеровской педагогики, но по своей внутренней сущности она, несомненно, интернациональна. Как сущность человека везде едина, независимо от страны проживания, цвета кожи или культурной среды, так и стремление к совершенному обучению и воспитанию, познанию законов человеческого развития и роста в своей основе едино и не зависит от существующих в мире границ. С другой стороны, следует понимать и то, что обучение должно основываться на культурной традиции конкретной страны.
Естественно, что к школьникам больших городов следует обращаться иначе, чем к детям, живущим, скажем, в маленьком селении среди лесов, в горах или в степи. Американское, российское или китайское общество требует различных форм обучения. Ребенок из христианской семьи впитывает моральные нормы сквозь призму иной культурной традиции, чем ребенок-мусульманин. Песни, которые поют матери детям и на основе которых маленький человек получает первое музыкальное образование, у разных народов различны.
Человеческое различие — это безмерное богатство. Попытка воспитания на принципах одинаковости, принуждение детей к стандартному обучению и единым формам воспитания, приведение всех и вся к единому культурному знаменателю — огромная ошибка, свидетельствующая о беспомощности человечества в понимании своей природы.
У каждого педагога существует свое представление о человеке, которое неосознанно влияет на формирование педагогических взглядов учителя. Известно, что каждая педагогическая теория или отдельно взятые педагогические методы так или иначе основываются на определенных представлениях о человеке.
Штайнеровская педагогика также опирается на учение о человеке. Учитель, используя в своей работе лишь отдельные элементы, не сможет приблизиться к пониманию ее сущности. Если же педагог поймет учение о человеке и будет применять его на практике, он самостоятельно сможет разработать свою практическую дидактику и методику и иногда в формах, отличающихся от разработанных другими.
В связи с вышесказанным, можно утверждать, что воспитательные системы вальдорфских школ актуальны в настоящее время. В связи с актуальностью, выбрана тема курсовой работы: «Воспитательные системы вальдорфских школ».
Объект курсовой работы – вальдорфские школы.
Предмет исследования – воспитательные системы вальдорфских школ.
Цель курсовой работы – выявить сущность воспитательных систем вальдорфских школ.
Гипотеза курсовой работы: в России нет антропософских традиций, поэтому автор курсовой работы не рекомендует отдавать детей в вальдорфские школы: это может привести к нарушению развития ребенка и оторвать его от общества в России.
В связи с целью курсовой работы сформулированы следующие задачи:
- проанализировать литературу по проблеме вальдорфских школ;
- рассмотреть историю возникновения вальдорфских школ;
- выявить сущность вальдорфской школы;
- провести анализ особенностей вальдорфских школ;
- рассмотреть критику вальдорфской педагогики.
Методы исследования: анализ педагогической литературы по проблеме вальдорфских школ; сравнительный метод, анализа и синтеза результатов исследования.