pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Воспитание самостоятельности на уроке у младших школьников


Содержание

 

Введение                                                                                                           3

Глава I Теоретические аспекты воспитания  самостоятельности на уроке в начальных классах                                                                                           6

1.1 Сущность самостоятельной учебной деятельности младших школьников6 1.2 Умения самостоятельной учебной деятельности                                      9

1.3 Педагогические условия воспитания самостоятельности младших школьников на уроках                                                                                           16

Глава II Опытно-экспериментальная работа по воспитанию самостоятельности на уроке у младших школьников                                       21

2.1 Описание опытно-экспериментальной работы                                         26

2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы                         42

Заключение                                                                                                     44

Список использованной литературы                                                             46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Любая современная образовательная система ответственна за то, чтобы подготовить новое поколение к жизни в современном мире. Это банально, если забыть о том, до какой степени современный мир отличается от того мира, в котором жили и продолжают жить учителя и родители сегодняшних и завтрашних первоклассников. Этот поколенческий разрыв существовал во все времена, но при переходе из индустриального в информационное общество он становится все значительней. Одно из главных требований информационного общества к выпускникам школ – способность постоянно переучиваться, или умение учиться самостоятельно.

         Запрос современного рынка труда на качественно новый результат школьного образования связан с тем, что запас ЗУНов, которые выносятся из школы, устаревает подчас быстрее, чем выпускник доходит от школы до работодателя. В течение жизни запас знаний и умений приходится несколько раз изменять, и изменение это, как правило, радикальное. Речь идет не только о постоянном количественном пополнении своих знаний и умений.

         Речь идет о пересмотре некоторых базисных установок сознания под воздействием обстоятельств и фактов, им противоречащих. Иными словами, умение учиться, которое уже включено в список того, что должен уметь выпускник современной школы, не следует понимать как еще одно умение из того же списка. У умения учиться иная природа. Оно проявляется не тогда, когда надо, готовясь к экзамену, проштудировать и пересказать преподавателю дополнительные параграфы учебника. Умение учиться обнаруживает себя прежде всего в ситуациях новых социально-практических действий, которые  нечувствительны к обычному школьному аргументу: «Это мы не проходили, это нам не задавали». Никто не в состоянии составить прогноз новых ситуаций и снабдить впрок наших питомцев тем запасом знаний и умений, которые им могут пригодиться. Но в наших силах снабдить их умением добывать и осваивать такие знания самостоятельно.

         Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – вот ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы. Понятно, что эти черты должны закладываться в фундамент школьного образования – в начальную школу. Чтобы вырастить учебную самостоятельность, инициативность, поисковую активность выпускников, надо уже в первом классе на каждом проращивать семена и окучивать первые всходы этих черт личности.  В связи с этим, проблема воспитания самостоятельности на уроке у младших школьников актуальна в настоящее время.

          В связи с актуальностью проблемы, выбрана тема курсовой работы: «Воспитание самостоятельности на уроке у младших школьников».

         Проблема воспитания самостоятельности, разработка научных основ ее осуществления в условиях общеобразовательных школ представлена в трудах ряда известных ученых-педагогов. В частности, Ю.К.Бабанский, МА.Данилов, И.Я.Лернер, В.А.Крутецкий и другие раскрыли основные принципы системного подхода к установлению содержания школьного образования. А. П. Гинзбург, Е.Н.Кабанова-Меллер, А.А.Люблинская, Н.П. Линькова, Э.А Фарапонова внесли определенный вклад в разработку психолого-педагогических и дидактических проблем воспитания у младших школьниковсамостоятельности.   

         Объект данной курсовой работы – самостоятельная учебная деятельность младших школьников.

         Предмет исследования - воспитание самостоятельности на уроке у младших школьников. 

         Цель исследования – выявить условия воспитания самостоятельности  у младших школьников и провести опытно-экспериментальную работу по воспитанию самостоятельности у младших школьников в процессе урочной деятельности.

         Гипотеза исследования – воспитание самостоятельности у ребенка младшего школьного возраста в процессе его обучения осуществляется успешно, если:

- сформированы умения самостоятельной учебной деятельности;

- правильно организована самостоятельная работа младших школьников на уроке;

- учитель начальных классов методически подготовлен. 

         В связи с целью работы, необходимо решить следующие задачи:

- выявить условия воспитания самостоятельности младших школьников;

- выделить умения, которые необходимо формировать в процессе воспитания самостоятельности у младших школьников на уроке;

- определить педагогические условия воспитания самостоятельности у младших школьников на уроке;

- провести опытно-экспериментальную работу по воспитанию самостоятельности у младших школьников в процессе их обучения.

         Методы исследования:

 – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания самостоятельности на уроке у младших школьников, анализ и синтез результатов исследования, методы беседы, интуитивного поиска, анкетирования, анализ результатов учебной деятельности, опытно-экспериментальная работа.  

         Данная курсовая работа состоит из введения,  двух глав, заключения.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, степень изученности, цели, задачи, объект, предмет исследования, гипотеза, методы, новизна и база исследования.

В первой главе раскрываются вопросы самостоятельности младших школьников и выделяются умения, которые необходимо воспитывать в процессе учебной деятельности. Во второй главе отражены результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию самостоятельности на уроке у младших школьников.

База исследования – СОШ Адамовского района п. Совхозный.

В заключении подведены итоги работы.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Самостоятельность как важное качество личности младшего школьника в современных условиях.
  2. Педагогические условия воспитания самостоятельности младших школьников на уроке заключается в подчеркивании важности самодеятельности в учении и развитии детей, и учета быстро меняющихся современных условий, в связи с нарастанием большого количества информации.  

Возврат в  Заказать эту работу