Воспитание самостоятельности на уроке у младших школьников
Содержание
Введение 3
Глава I Теоретические аспекты воспитания самостоятельности на уроке в начальных классах 6
1.1 Сущность самостоятельной учебной деятельности младших школьников6 1.2 Умения самостоятельной учебной деятельности 9
1.3 Педагогические условия воспитания самостоятельности младших школьников на уроках 16
Глава II Опытно-экспериментальная работа по воспитанию самостоятельности на уроке у младших школьников 21
2.1 Описание опытно-экспериментальной работы 26
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Введение
Любая современная образовательная система ответственна за то, чтобы подготовить новое поколение к жизни в современном мире. Это банально, если забыть о том, до какой степени современный мир отличается от того мира, в котором жили и продолжают жить учителя и родители сегодняшних и завтрашних первоклассников. Этот поколенческий разрыв существовал во все времена, но при переходе из индустриального в информационное общество он становится все значительней. Одно из главных требований информационного общества к выпускникам школ – способность постоянно переучиваться, или умение учиться самостоятельно.
Запрос современного рынка труда на качественно новый результат школьного образования связан с тем, что запас ЗУНов, которые выносятся из школы, устаревает подчас быстрее, чем выпускник доходит от школы до работодателя. В течение жизни запас знаний и умений приходится несколько раз изменять, и изменение это, как правило, радикальное. Речь идет не только о постоянном количественном пополнении своих знаний и умений.
Речь идет о пересмотре некоторых базисных установок сознания под воздействием обстоятельств и фактов, им противоречащих. Иными словами, умение учиться, которое уже включено в список того, что должен уметь выпускник современной школы, не следует понимать как еще одно умение из того же списка. У умения учиться иная природа. Оно проявляется не тогда, когда надо, готовясь к экзамену, проштудировать и пересказать преподавателю дополнительные параграфы учебника. Умение учиться обнаруживает себя прежде всего в ситуациях новых социально-практических действий, которые нечувствительны к обычному школьному аргументу: «Это мы не проходили, это нам не задавали». Никто не в состоянии составить прогноз новых ситуаций и снабдить впрок наших питомцев тем запасом знаний и умений, которые им могут пригодиться. Но в наших силах снабдить их умением добывать и осваивать такие знания самостоятельно.
Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – вот ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы. Понятно, что эти черты должны закладываться в фундамент школьного образования – в начальную школу. Чтобы вырастить учебную самостоятельность, инициативность, поисковую активность выпускников, надо уже в первом классе на каждом проращивать семена и окучивать первые всходы этих черт личности. В связи с этим, проблема воспитания самостоятельности на уроке у младших школьников актуальна в настоящее время.
В связи с актуальностью проблемы, выбрана тема курсовой работы: «Воспитание самостоятельности на уроке у младших школьников».
Проблема воспитания самостоятельности, разработка научных основ ее осуществления в условиях общеобразовательных школ представлена в трудах ряда известных ученых-педагогов. В частности, Ю.К.Бабанский, МА.Данилов, И.Я.Лернер, В.А.Крутецкий и другие раскрыли основные принципы системного подхода к установлению содержания школьного образования. А. П. Гинзбург, Е.Н.Кабанова-Меллер, А.А.Люблинская, Н.П. Линькова, Э.А Фарапонова внесли определенный вклад в разработку психолого-педагогических и дидактических проблем воспитания у младших школьниковсамостоятельности.
Объект данной курсовой работы – самостоятельная учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования - воспитание самостоятельности на уроке у младших школьников.
Цель исследования – выявить условия воспитания самостоятельности у младших школьников и провести опытно-экспериментальную работу по воспитанию самостоятельности у младших школьников в процессе урочной деятельности.
Гипотеза исследования – воспитание самостоятельности у ребенка младшего школьного возраста в процессе его обучения осуществляется успешно, если:
- сформированы умения самостоятельной учебной деятельности;
- правильно организована самостоятельная работа младших школьников на уроке;
- учитель начальных классов методически подготовлен.
В связи с целью работы, необходимо решить следующие задачи:
- выявить условия воспитания самостоятельности младших школьников;
- выделить умения, которые необходимо формировать в процессе воспитания самостоятельности у младших школьников на уроке;
- определить педагогические условия воспитания самостоятельности у младших школьников на уроке;
- провести опытно-экспериментальную работу по воспитанию самостоятельности у младших школьников в процессе их обучения.
Методы исследования:
– анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания самостоятельности на уроке у младших школьников, анализ и синтез результатов исследования, методы беседы, интуитивного поиска, анкетирования, анализ результатов учебной деятельности, опытно-экспериментальная работа.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, степень изученности, цели, задачи, объект, предмет исследования, гипотеза, методы, новизна и база исследования.
В первой главе раскрываются вопросы самостоятельности младших школьников и выделяются умения, которые необходимо воспитывать в процессе учебной деятельности. Во второй главе отражены результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию самостоятельности на уроке у младших школьников.
База исследования – СОШ Адамовского района п. Совхозный.
В заключении подведены итоги работы.
Положения, выносимые на защиту:
- Самостоятельность как важное качество личности младшего школьника в современных условиях.
- Педагогические условия воспитания самостоятельности младших школьников на уроке заключается в подчеркивании важности самодеятельности в учении и развитии детей, и учета быстро меняющихся современных условий, в связи с нарастанием большого количества информации.