Использование игр на уроках казахского языка
Содержание
Введение 3-5
Глава I Игра как средство повышения эффективности учебного процесса.
1.1.Исследование педагогической и психологической значимости игры в воспитании и обучении школьника. 6-9
1.2.Классификация педагогической игры и ее функции 10-13
1.3.Применение игровой технологии в учебном процессе 14-22
Глава II Технология использования игры в обучении младших школьников
2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы 23-30
2.2. Анализ опытно- экспериментального исследования 31
Заключение 32-34
Список литературы 35-36
Приложения
Введение
Игра – явление повседневное, по крайней мере, для детей. Возможно, и по этой причине она не попала в область приоритетного культурно-педагогического и социального значения, несмотря на то, что целое созвездие ученых разны эпох, школ, направлений исследовали игру как уникальный феномен культуры человека, как универсальное средство развития и воспитания ребенка. Предполагаем, что именно повседневность игры породило молчаливое признание того, что игра-дело «не очень серьёзное», что она характерна лишь для дошкольников, а затем превращается в средство развлечения, отдыха подростков и старших учащихся и существенного значения для них в целом не имеет.
Утверждаем: современная отечественная практика детоведения робко включает феномен игры в учебный и вне учебный процессы, не готовит учительство к профессиональному осмыслению игры, слабо использует богатейший потенциал игры в целях расширения поля детскости, его чистого пространства, в целях создания условий духовного комфорта жизни детей.
Игра хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений. Досадно, что традиционные формы досугово-игровой деятельности народа, сложившиеся в культурах прошлого, практически выродились, иссякли, что повлекло за собой обострение, обнищание социально-психологических процессов общения, отчужденность людей, жесткость и т.п. Нет необходимости доказывать, что у многих школьников пока прочно проявляются потребительские, инфантильные, гедонические способа выбора друзей, занятий, увлечений, игр.
Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует.
Игра необычайно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и многое «рассказывает» самому ребенку о нем самом и воспитателю об играющем индивидууме.
Отражение данной тематики находим в работах исследователя игры, педагога Д.Б. Эльконина, немецкого педагога Ф.Фребеля, К.Д. Ушинского. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, С.А. Шмакова, Н.П. Аникеевой, Л. Балашковой, А.А. Католикова, М.С. Когана, С. Н. Садынова, А.А. Фомина и т.д.
Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.
А.С. Макаренко писал: «Есть ещё один важный метод – игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра – это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело…. У ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять».
Таким образом, вопросы повышения эффективности учебного процесса с помощью педагогических игр, его современная востребовательность приобретает в настоящее время особую актуальность. Актуальность, теоретическая и практическая значимость проблемы обусловили выбор темы: «Игра как средство повышения эффективности учебного процесса».
Объект исследования: учебный процесс.
Предмет исследования: педагогические условия использования игр как средства повышения эффективности учебного процесса.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность повышения эффективности учебного процесса на основе применения игр определить необходимые для этого педагогические условия.
Гипотеза исследования: игра является одним из средств повышения эффективности учебного процесса, если:
¾ игровой материал адекватен содержанию образования и ориентирован на мотивационную сферу учащихся;
¾ игра выступает как организующее условие эвристической деятельности учащихся;
¾ способствует всестороннему, гармоничному развитию школьников.
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
- Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практики и обосновать понятийный аппарат исследования.
- Дать классификацию педагогической игры и определить ее функции.
- Определить возможности использования игровой технологии в учебном процессе.