Работа социального педагога по профессиональному самоопределению неслышащих учащихся
Содержание
Введение…………………………………………………………...………………2
Глава I Теоретические проблемы профессионального самоопределения неслышащих учащихся……………………………………………...……………6
1.1 Психолого-педагогические особенности обучения глухих детей…………6
1.2 Профориентация инвалидов по слуху…………………………...…………..9
1.3 Права и возможности выбора профессии неслышащих детей….………..12
1.4 Планирование карьеры инвалидов по слуху ……………………..………..15
1.5 Работа социального педагога по профессиональной ориентации детей с недостатками слуха……………………………………………………..……….24
Заключение ……………………………………………………………….……..28
Список использованной литературы……………………………………..…….31
Введение
На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся.
Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий , умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности ( руководитель Б.А.Федоришин, Киев); диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д.Шадриков, Москва); (Воронин Н.П., Ярославль; Забродин Ю.,Москва); теоретические и методические основы проф.консультации молодежи,банк профессиокарт (Е.А.Климов,Москва); системный подход к профориентации школьников (В.Ф.Сахаров,Киров;Н.К.Степаненков,Минск); общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е.М.Павлютенков,Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш.Шадиев, Ташкент; П.А.Шавир,Тюмень ; Н.Н.Чистяков,Кемерово); формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П.Шевченко,Луганск).
Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику .Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности , в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов - профориентаторов.
О низкой результативности профориентационной работы социальных педагогов со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям ,предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних , личностно-психологических.
Особую проблему вызывает профориентация неслышащих детей. Проблема профессионального самоопределения глухих детей выходит за рамки школы: это общегосударственная проблема. Дело в том, что в настоящее время в Российской Федерации растет число неслышащих и слабослышащих детей. Поэтому проблема профессионального самоопределения неслышащих учащихся актуальна в настоящее время.
Объект данной курсовой работы – профессиональное самоопределение неслышащих учащихся.
Предмет исследования – работа социального педагога по профессиональному самоопределению неслышащих учащихся.
Гипотеза: при правильной работе социального педагога по профессиональному самоопределению, неслышащие учащиеся сделают правильный выбор профессии.
Цель исследования – выявить сущность работы социального педагога с неслышащими учащимися.
В связи с актуальностью, объектом, предметом и целью исследования, нами были сформулированы следующие задачи:
- рассмотрим особенности профориентации инвалидов по слуху;
- выясним права и возможности выбора профессии неслышащих детей;
- рассмотрим проблемы планирования карьеры инвалидов по слуху;
- выявим сущность работы социального педагога по профессиональной ориентации детей с недостатками слуха.
Методы исследования: метод анализа психологической, педагогической, сурдопедагогической литературы, метод анализ и синтеза результатов исследования.