Психические состояния и методы их диагностики
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические основы психических состояний…6
1.1 Сущность психических состояний………………………………………….6
1.2 Характеристика психических состояний…………………………………..9
1.3 Особенности психического развития младших школьников ……………11
1.4 Эмоциональная сфера младших школьников…………………………….15
1.5 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы и причины возникновения тревожности у младших школьников ……………………….18
Глава II Опытно-экспериментальная работа по диагностикЕ психических состояний…………………………..29
2.1 Диагностика психического состояния младшего школьника ……………29
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы ………………32
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………..45
Приложение……………………………………………………………………..47
Введение
Психические состояния - категория психических явлений, до настоящего времени во многом недостаточно изучена - как в отношении их теоретических основ, так и в прикладном, практическом плане.
В общепсихологическом аспекте такое положение отражено в слабой разработанности категории состояний по сравнению с другими категориями: не определено соотношение психического состояния с психическими процессами и свойствами, его место, роль и функции в целостном психическом и т.д.
В прикладном плане область изучения психических состояний предстает в виде мозаичной картины разнообразных фактов, частных методик, подходов и положений, разработанных в рамках отдельных отраслей психологии: труда и инженерной психологии, спорта и медицинской психологии. Разноплановость и фрагментарность ведущихся исследований обусловливает наличие разнообразных «белых пятен» в отношении «номенклатуры», состава, структуры, механизмов, детерминации и функций состояний, в разработке диагностических методик.
Такой уровень разработанности проблемы психических состояний не способствует развитию исследований в этой области общей психологии. Он также свидетельствует и о том, что попытки решения обще- и частнопсихологических вопросов в рамках существующих подходов оказались недостаточно эффективными и пока не привели к созданию соответствующей теории психических состояний.
Одним из таких частнопсихологических вопросов является проблема изучения психических состояний в возрастном аспекте – их место и роль в развитии и формировании личности человека, влиянии на ведущий тип деятельности на определенном возрастном этапе.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Младший школьный возраст является сензитивным:
—для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
—развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
—раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
—развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
—становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
—усвоения социальных норм, нравственного развития;
развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.
Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Именно поэтому изучение психических состояний младшего школьника является актуальной проблемой современных психологических исследований.
Объект курсовой работы: особенности психических состояний младшего школьника
Предмет изучения: тревожность как психическое состояние в младшем школьном возрасте.
Цель курсовой работы: изучить особенности психических состояний младшего школьника.
Для выполнения цели курсовой работы выполним следующие задачи:
1) В теоретической части работы - проанализировать научную литературу по теме, раскрыть понятие «психическое состояние», сделать краткий обзор исследований по теме в отечественной и зарубежной психологической науке, раскрыть возрастные особенности психических состояний.
2) В практической части работы – выбрать наиболее подходящие к теме работы методики исследования психических состояний младшего школьника, провести исследование, проанализировать и обобщить полученные результаты.
Гипотезой исследования является то, что при правильном выборе методик в соответствии с возрастными особенностями психических состояний, становиться возможным их правильная диагностика.
База исследования – школа №2 им. С.С. Карнасевича.