Развитие исследовательских умений у детей младшего школьного возраста
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..
Глава I Психолого-педагогическое обоснование проблемы……………………………………………………………………….
1.1 Роль исследовательских умений в развитии личности школьников……..
1.2 Организация исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста………………………………………………………………..
1.3 Некоторые закономерности исследовательской деятельности младших школьников…………………………………………………………………………
Глава II Проект опытно-экспериментальной работы ………..
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение
В качестве одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. При этом овладение методами исследовательской деятельности учёные относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников. В исследованиях В.И. Андреева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Мы полагаем, что особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.
Актуальность проблемы вызвана еще и тем, что изменение уклада начальной ступени образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника. В настоящее время в рамках общих целей начального школьного образования одной из более частных задач выделяется задача организации поиска новых способов действий и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников.
Объектом нашего исследования является исследовательские умения младших школьников.
Предметом исследовательской работы является процесс развития исследовательских умений у младших школьников.
Целью данной курсовой работы является показать значение развития исследовательской деятельности у детей младшего школьного возраста.
Цель, объект, субъект, актуальность исследования помогли сформировать задачи курсовой работы:
- выясним роль исследовательских умений в развитии личности школьников;
- выявим особенности организации исследовательской деятельности с младшими дошкольниками;
- выясним типы моделей экспериментально-исследовательских работ младших школьников;
- рассмотрим проект опытно-экспериментальной работы по данной проблеме.