pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Проблема дезадаптации ребенка к школе


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3ГЛАВА I. ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 81.1. Характеристика возрастных особенностей первоклассников. 81.2. Особенности школьной дезадаптации на первом году обучения. 171.3. Роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка. 29Выводы по первой главе. 32ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАСНИКОВ 342.1. Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников. 342.2. Результаты экспериментального исследования. 54Заключение 75Литература. 77
ВВЕДЕНИЕ

Понятие «школьной дезадаптации» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности – затруднение в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, а также распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.В основе этих проблем лежит сложное взаимодействие индивидуальных и социальных факторов, неблагоприятных для гармоничного развития, а пучковым механизмом формирования самих проблем в подавляющем большинстве случаев становится несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям. К числу факторов, отрицательно влияющих на развитие ребенка относят следующие:- несоответствие школьного режима санитарно-гигиеническим условиям обучения, ориентированным на средневозрастные нормы, психофизиологическим особенностям физически и психически ослабленных детей;- несоответствие этим особенностям темпа учебной работы в гетерогенном классе;- экстенсивный характер учебных нагрузок;- преобладание отрицательной оценочной ситуации и, возникающие на этой почве «смысловые барьеры» в отношениях ребенка и педагогами;- повышенный уровень респектации родителей в отношении своего ребенка, невозможность ребенка оправдать их ожидания и надежды и, в связи с этим возникающая психотравмирующая ситуация в семье. [1,55.]Несоответствие требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям является разрушительной силой для растущего человека. В школьные годы особенно уязвимым в этом отношении является период начального обучения. И, хотя проявления школьной дезадаптации на этом возрастном этапе имеют наиболее мягкие формы, ее последствия для социального роста личности оказываются  наиболее губительными.Выводы многих известных педагогов и психологов, результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками поступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эта линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и, при стечении неблагоприятных обстоятельств, приводит в конечном итоге к стойкой недисциплинированности и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.Период раннего детства в большей мере определяет будущее человека. В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния, отрицательные установки в поведении детей могут носить поверхностный, легко устранимый характер или укорениться и требовать длительного и настойчивого перевоспитания.Личность развивается формируясь. Формообразование личности начинается в раннем детстве. Появление незаметных, но опасных психологических новообразований, гипертрофия некоторых черт создают в ранний период жизни предпосылки для деформации личности. Возникнув как способ ответа ребенка на неблагоприятные социальные воздействия, эти психологические новообразования постепенно обретают собственную логику развития. Их становление продолжается и при отсутствии некогда вызвавших их условий. Более того, сама личность начинает создавать среду, способствующую доминированию отрицательных качеств в личностной системе, приводящих к дальнейшему искажению «формы личности». [11,123.]Особым, наиболее важным, по нашему мнению фактором, влияющим на формирование школьной дезадаптации, особенно на первом году обучения, является, прежде всего, межличностные отношения и психологический климат в семье, тип преобладающего воспитания.Целью настоящей работы явилось изучение многогранности психологических аспектов школьной дезадаптации, возникающих у детей на первом году обучения в школе.Объектом исследования является учебная деятельность первоклассников.Предметом исследования является дезадаптация учащихся первого класса.Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что школьная дезадаптация обусловлена определенным рядом социально-психологических факторов, среди которых значительное место занимают такие, как уровень интеллектуального развития; состояние эмоционально-волевой сферы; а также микро социальные условия, в частности, особенности семейного воспитания и психологический климат семьи.Задачи исследования:1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной дезадаптации.2. Определить уровень интеллектуального развития, необходимый для эффективного обучения учащихся.3. Выявить степень влияния агрессивности и тревожности на школьную дезадаптацию.4. Установить взаимосвязь мотивации и дезадаптации первоклассников.5. Установить зависимость между особенностями семейного воспитания и школьной дезадаптацией.Методологической основой исследования являются фундаментальные положения психологии о деятельностной сущности человека, отраженные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.П. Рубинштейна, положения о том, что личность формируется и проявляется в процессе деятельности, а также труды Л.И. Божович и Д.Б. Эльконина.Методы исследования:- наблюдение;- экспериментально психологическое исследование с помощью методики исследования интеллекта у детей Д. Векслера, теста-опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина), проективных методик: «рисунок семьи», «рисунок несуществующего животного», «рисунок школы»;- беседы с детьми, родителями, учителями;- изучение медицинских карт детей.Базой исследования является 1 класс МОУ д/с №103 г. Орска, сформулированный на основании низкого уровня готовности к школе. Всего 27 учащихся.Теоретическую значимость исследования мы видим в возможности использования полученных нами результатов для дальнейшего развития теории учебной деятельности младших школьников.Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты позволяют определить основные направления деятельности учителей начальных классов по оптимизации процесса адаптации школьников.Структура работы включает: введение, 2 главы, заключение, литературу, приложение.Во введении раскрывается актуальность изучения проблемы школьной дезадаптации, сформированы цели, задачи, гипотеза, обозначены объект и предмет и указаны этапы исследования.Глава I рассматривает теоретические основания проблемы школьной дезадаптации как социально-психологическую проблему, дает обзор проблемы школьной дезадаптации в теории и истории психологии на основе изучения работ отечественных и зарубежных психологов, раскрывает роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка, представляет характеристику возрастных особенностей первоклассников и их влияние на школьную дезадаптацию.Глава II включает опытно-экспериментальную работу по исследованию психологических аспектов школьной дезадаптации первоклассников, организацию и методы исследования, интерпретацию и выводы о полученных результатах.В заключении изложены теоретические и практические выводы в целом по работе.Литература содержит 31 (тридцать один) источник.


Возврат в  Заказать эту работу