Развитие творчества детей младшего школьного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность понятия творчества……………………………………………….5
1.2 Отечественные и зарубежные ученые об особенностях развития детского творчества……………………………………………………………………..9
ГЛАВА 2. НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА……………………………………...18
2.1 Существующая характеристика компонентов народной педагогики……18
2.2 Особенности развития народного творчества казачества Урала ……….22
2.3 Влияние культуры уральских казаков на развитие детского творчества………………………………………………………………………..26
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕСТКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ УРАЛЬСКИХ КАЗАКОВ……...33
3.1 Опыт работы образовательных учреждений дополнительного образования, обобщение работы средствами народной педагогики……………………………………………………………...33
3.2 Анализ полученных результатов…………………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………43
ВВЕДЕНИЕ
Мировые процессы глобализации и информатизации, открытость России мировому сообществу обусловливают пристальное внимание ученых к исследованию вопросов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Бездуховность, проявляющаяся в феноменах антикультуры, обедняет жизнь человека, природу и общество, наносит вред физическому и психическому здоровью школьников, снижает учебную мотивацию, успешность обучения, ограничивает возможности их гармонического развития. Мешает развитию творчества детей. Перед образованием стоит задача подготовить личность, ориентированную в традициях отечественной и мировой культуры, нравственно и духовно воспитанную, и что важно интеллектуально развитую и главное способную к творчеству, что закреплено Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить с традициями русского народа, но ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Мы считаем, что если продолжать знакомить ребенка в школе с русским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Развитие творчества детей младшего школьного возраста средствами народной педагогики на примере уральского казачества».
Проблема исследования: каковы основные формы и методы развития творчества детей средствами народной культуры уральского казачества?
Цель исследования заключается в решении данной проблемы.
Объект исследования: детское творчество.
Предмет исследования: развитие творчества детей средствами культуры уральских казаков.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить культуру уральских казаков.
3. Разработать и апробировать программу развития творчества детей в образовательном учреждении дополнительного образования средствами народной культуры уральских казаков.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, наблюдение, тестирование, беседа, анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования: ЦТД «Радость, вокально-театральный кружок.