Состояние лексической стороны речи при системных нарушениях речи
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты системных нарушений речи 5
1.1 Сущность системных нарушений речи 5
1.2 ОНР как системное нарушение речи и состояние лексической стороны речи при нем 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению состояния лексической стороны речи при системных нарушениях речи 27
2.1 Выявление уровня сформированности связной речи у первоклассников с общим недоразвитием речи 27
2.2 Формирование лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи 30
2.3 Результаты коррекционной работы по преодолению нарушений связной речи у первоклассников с общим недоразвитием речи 38
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение 45
Введение
Перед массовой школой стоит важная и ответственная задача – обеспечить в процессе обучения и воспитания всестороннее развитие каждого ребенка. Осуществляя эту сложную задачу педагогический коллектив школы сталкивается с наличием у детей затруднений в обучении, которое обусловлены теми или иными отклонениями в их развитии, приводящими к неуспеваемости этих детей в школе.
Отклонения или аномалии в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребенка: слухоречевой системы, зрительного восприятия, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сферы проявляться в разной степени и вызываться различными причинами.
Задача учителей – найти правильный, индивидуальный подход к каждому ребенку, имеющему те или иные отклонения. В современном обществе стали встречаться такие проблемы в развитии, как нарушение связной речи, особенно это проявляется у детей с задержкой психического развития.
Очень важно своевременно еще в дошкольном и младшем школьном возрасте устранить эту проблему.
Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка системных речевых нарушений. Эффективность предлагаемых коррекционно-педагогических приемов возможна только при систематическом и раннем их применении с учетом дифференцированного подхода в зависимости от структуры нарушенного развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения. Успех коррекционной работы определяется также индивидуальными особенностями ребенка, его склонностями, интересами, способностями, особенно при возможно более раннем их выявлении и развитии.
В настоящее время увеличивается число детей с системными нарушениями речи. В связи с этим, проблемы лексической стороны речи при системных нарушениях речи актуальны в настоящее время.
В связи с этим, выбрана тема исследования: «Состояние лексической стороны речи при системных нарушениях речи».
Цель исследования – изучить состояние лексической стороны речи у детей с системными нарушениями речи и провести их коррекцию.
Гипотеза курсовой работы – если проводить коррекционную работу с детьми, имеющими системные нарушения речи, то можно преодолеть нарушения лексической стороны речи.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность системных нарушений речи;
- рассмотреть ОНР как системное нарушение речи и состояние лексической стороны речи при нем;
- провести опытно-экспериментальную работу по изучению состояния лексической стороны речи при системных нарушениях речи.
В работе использованы следующие методы исследования: анализ логопедической, медицинской, психолого-педагогической литературы по проблеме системных нарушений речи, методами наблюдения, эксперимента, беседы, анкетирования.