Сегментарная отчетность
Содержание
Введение 3
1. Понятие сегментарной отчетности и виды сегментов 6
1.1. Сущность сегментарной отчетности предприятия и ее нормативное регулирование 6
1.2. Порядок составления сегментарной отчетности 9
2. Анализ сегментарной отчетности ОАО «Молочный комбинат» 15
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия 15
2.2. Анализ сегментарной отчетности по операционным сегментам 16
2.3. Анализ отчетной информации по географическим сегментам 23
Заключение 27
Литература 30
Введение
Наиболее важной информационной системой коммерческих предприятий является система бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Данная система позволяет получить основную экономическую информацию о предприятии, доступную для пользователей: акционеров, инвесторов, кредиторов, поставщиков, работников предприятия и т.д. В связи с этим возрастает уровень требований, предъявляемых к ведению учета и составлению отчетности, формам ее представления. К ним относятся требования по определению состава финансовой отчетности, дающей ответы на запросы приоритетных групп пользователей информации. Не секрет, что зачастую в свободном или консолидированном финансовом отчете руководство компании способно скрыть результаты убыточных направлений деятельности за счет более прибыльных. В этой связи нельзя забывать об интересах акционеров и инвесторов компании, которые осуществляют свою деятельность по различным направлениям и (или) в различных географических районах. Как правило, такая деятельность настолько неоднородна, что достоверную информацию о ней можно получить только по средством сегментарной отчетности. В этой связи особую актуальность приобретает требование о включении в финансовую отчетность многоотраслевых и многопрофильных организаций информации об операционных и географических сегментах деятельности.
Однако до недавнего времени отчетность по сегментам рассматривалась российскими учеными и экономистами как часть внутренней отчетности организации. Понятие «сегмент бизнеса» подменялось понятием «центр ответственности». Не существовало и стандартов по составлению такого типа отчетности.
В современных условиях от российских специалистов, занимающихся составлением финансовой отчетности, требуется иное понимание места и роли информации по сегментам. В международной практике сегментарная отчетность рассматривается, прежде всего, как часть финансовой отчетности, раскрывающая информацию о различных направлениях и регионах деятельности организации. Создание российского стандарта по сегментарной отчетности еще раз продемонстрировало актуальность представления дополнительной информации по сегментам деятельности организации для инвесторов и кредиторов. Такая отчетность не только отвечает потребностям пользователей, но и формирует имидж предприятия, приближает финансовую отчетность к формату, соответствующему международным стандартам.
Немаловажен и тот факт, что некоторыми российскими специалистами сегментарная отчетность рассматривается как отрицательный фактор, способный раскрыть секретную экономическую информацию об организации, существенно повлияв, таким образом, на ее конкурентное положение на рынке. Поэтому особую актуальность приобретает определение целей и задач составления сегментарной отчетности, которые могли бы наглядно продемонстрировать реальные возможности представления и анализа информации по сегментам, ее ценности как для внешних, так и для внутренних пользователей.
Цель настоящей курсовой работы заключается в проведении анализа сегментарной отчетности конкретного предприятия. Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
¾ определить сущность сегментарной отчетности, ее нормативное регулирование и порядок составления;
¾ провести практический анализ сегментарной отчетности в разрезе операционного и географического сегментов.
Описание данных задач представлено в двух соответствующих главах – теоретической и практической.
Объектом исследования является открытое акционерное общество (ОАО) «Молочный комбинат», предмет исследование – сегментарные отчеты данного предприятия.
При написании работы использовались монографический метод и метод сравнительного анализа.
Основными источниками информации для написания работы стало ПБУ 14/2000 «Информация по сегментам», учебная литература по дисциплине «Управленческий учет» (работы таких авторов, как Алборов Р.А., Горелик О.М., Суйц В.П., и др.), публикации периодических изданий, а также сегментарная отчетность исследуемого предприятия.