Источники агрессивного поведения детей-дошкольников
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Теоретические подходи к исследованию агрессивного поведения дошкольников……………………………………………………………………..4
1.1.Физические условия, как источник агрессивного поведения…………….10
1.2.Особенности детско-родительских взаимоотношений, как фактор агрессии…………………………………………………………………………..11
1.3.Влияние наказаний на агрессию дошкольника……………………………16
1.4.Отношения со сверстниками и сиблингами и их влияние на уровень агрессии………………………………………………………………………….18
Выводы по ГЛАВЕ 1…………………………………………………………….21
ГЛАВА 2. Практическое изучение агрессивного поведения дошкольников.22
2.1.Организационно – методическое обеспечение изучения агрессивного поведения дошкольников……………………………………………………….22
2.2. Анализ полученных результатов…………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….33
ВВЕДЕНИЕ
На каждом этапе развития общества определяется круг первоочередных проблем, которые должны быть решены фундаментальной наукой в связи с новыми, или такими, которые стали особенно важными потребностями практики. Во всем мире отмечается рост насильственных действий разного масштаба.
Крайне острой является проблема роста детской преступности, насилие к детям, агрессии в семейных взаимоотношениях (Р. Фелсон, Н. Руссо, Дж. Паттерсон, К. Бютнер, О. П. Лещ). Частыми стали проявления демонстративно-дерзкого поведения, цинизма, негативизма в межличностных отношениях. Дети растут во время стремительных изменений и разрушения стереотипов, когда устоявшиеся моральные нормы еще не сформированы.
В зарубежной научной методологии и практике агрессивное поведение
человека рассматривается в рамках инстинктивного (З. Фрейд, К. Лоренц
др.), биологического (В. Гесс, Р. Джекобс, С. Медник, Д. Олдс и др.)
фрустрационного (Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер и др.), когнитивного
(Л. Берковиц, Л. Эрон, Д. Зилманн, Л. Хьюсманн и др.), социального
(А. Бандура, А. Басс, Р. Берон, Д. Ричардсон, Б. Крейхи и др.) подходов,
каждый из которых подает свою трактовку агрессии и агрессивного поведения.
По мнению психологов (Л. И. Божович, С. Д. Максименко, А. О. Реан, Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова, В. У. Кузьменко), дошкольный возраст является важным для формирования и закрепления разных поведенческих актов. Деструктивные реагирования характерны для большинства дошкольников, но с усвоением правил и норм организации деятельности они уступают социально одобрительным формам поведения. Однако, у определенной категории детей проявления агрессии не только удерживаются, но и развиваются и трансформируются в стойкие черты личности. Вследствие этого снижается производительный потенциал ребенка, деформируется его личностное развитие. Следует констатировать, что вопрос агрессивного поведения детей дошкольного возраста в современной науке остаются недостаточно изученным.
Представленные аспекты проблемы, а также ее недостаточная научная
психолого-педагогическая разработка обусловили выбор темы курсовой работы.
Цель работы - теоретически обосновать и эмпирически исследовать причины возникновения и способы закрепления агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью исследования определены такие задачи:
1) проанализировать и систематизировать теоретические подходы к психологической проблематики феномена агрессивного поведения;
2) выявить факторы, которые способствуют возникновению и закреплению агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста;
3) эмпирически исследовать психологические особенности личности дошкольников с агрессивным поведением.
Объект исследования - агрессивное поведение дошкольников.
Предмет исследования - личностные и социально - психологические причины возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Методы исследования. Для достижения очерченной цели и решения
заданий исследования был использован комплекс методов : теоретических -
анализ, сравнение, синтез, систематизация и обобщение материалов
научных источников из исследуемой проблематики; эмпирических: проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (для определения наличия агрессии у
детей), а так же «Тест руки».