Демографическая политика
Содержание
Введение 3
1. Реализация Национальной программы демографического развития России как направление в демографической политике 5
2 . Анализ достаточности осуществленных мероприятий 10
3 . Первоочередные меры, которые необходимо предпринять в 2007 году 14
Заключение 21
Список литературы 24
Введение
В последнее время возлагаются большие надежды на недавно принятые решения о предоставлении женщинам, родившим второго и последующих детей после 1 января 2007 г., первичного материнского капитала в 250 тыс. рублей. Данную сумму можно будет расходовать после достижения ребенком трех лет и только по целевому назначению — на приобретение жилья с помощью ипотеки и других схем кредитования, на оплату образования детей и на увеличение будущей пенсии самой матери.
Несмотря на относительно большой размер этой суммы по сравнению со всеми ранее существовавшими единовременными и ежемесячными пособиями на детей, эта мера демографической политики основана на той же концепции, что и все другие меры, ранее принятые как в нашей стране, так и в любом другом государстве, которое пыталось материально облегчить содержание детей.
Предполагается, что основная причина низкой рождаемости — это плохие материальные и жилищные условия жизни семей, и, если улучшить эти условия, то рождаемость непременно повысится.
Демографам известно, что высокая рождаемость имеет место в бедных странах, а низкая — в самых богатых странах и что экономический подъем отнюдь не ведет к ее повышению. Правда, из этого факта обратной связи не надо делать абсурдный вывод, что снижение жизненного уровня населения приводит к росту рождаемости.
В условиях экономического кризиса в России суммарный коэффициент рождаемости уменьшился с 1,9 детей на одну женщину в 1990 г. до 1,17 — в 1999. Многие семьи были вынуждены отложить рождение детей. После 2000 г. страна стала выходить из кризиса, большая часть населения приспособилась к новым условиям жизни, жизненный уровень населения стал повышаться и некоторые из отложенных в 1990-х годах рождений все-таки состоялись.
Суммарный коэффициент рождаемости несколько возрос — до 1,34 в 2004 г. Правда, даже до возврата к весьма низким и недостаточным для простого замещения поколений показателям начала 1990-х годов было еще далеко, но уже в 2005 г., по данным Федеральной службы государственной статистики, суммарный коэффициент рождаемости вновь уменьшился до 1,29.
Эти колебания рождаемости не имеют принципиального значения. В течение последних 40 лет суммарный коэффициент рождаемости в России не раз варьировал, оставаясь все это время ниже черты простого замещения поколений (2,1 ребенка на одну женщину). Исключением был лишь краткий подъем рождаемости чуть-чуть выше этой черты в середине 1980-х годов, частично связанный с принятыми в тот период мерами материальной помощи семьям с детьми, которые повлияли на сокращение интервалов между рождением первых и вторых детей.
Ныне вводимые меры возможно с количественной стороны и будут эффективнее, т.к. на этот раз государство выделяет на демографическую политику гораздо большие средства. Но с точки зрения качественной, т.е. интенсивности рождаемости, результат вряд ли будет принципиально иным, чем в 1980-х годах.
Есть основания полагать, что низкая эффективность политики материальной помощи при рождении детей, как в России, так и в любой другой стране, во многом связана с тем, что принимаемые меры не соответствуют декларируемой цели увеличения числа детей в семьях, что предполагает также изменение многих сторон семейной жизни и самого характера внутрисемейных отношений.
В связи с этим, проблемы демографической политики в современной России актуальны в настоящее время, в связи с этим, выбрана тема работы: «Демографическая политика».
Цель работы – рассмотреть проблемы демографической политики России.