Роль новых информационных технологий в задачах обеспечения национальной безопасности Россиии
Содержание
Введение 3
1. Построение «новой» экономики при помощи новых информационных технологий – ключевое направление национальной экономической безопасности России 7
2. Финансовая безопасность и проблема вывоза капитала из России 10
3. Контроль за деятельностью монополий и защита конкуренции средствами новых информационных технологий 12
4. Совершенствование систем государственного и корпоративного управления 14
5. Обеспечение прозрачности бюджетных расходов средствами новых информационных технологий 16
6. Предупреждение и предотвращение преступности при помощи новых информационных технологий 18
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Введение
Экономическая политика России последнего десятилетия XX века была сосредоточена в основном на вопросах внедрения рыночных механизмов функционирования хозяйствующих субъектов, определения допустимых пределов государственного вмешательства в экономику, формирования частной собственности и методов ее защиты. Проблемы национальной экономической безопасности при определении стратегии и тактики экономического развития до некоторых пор оставались на втором плане. Вместе с тем, вопросы продовольственной, энергетической, экологической, информационной безопасности и некоторых других направлений разработки проблем национальной безопасности нашли отражение в аналитических исследованиях, а в ряде случаев получили законодательное закрепление. Основные принципы и положения экономической безопасности как части официальной Концепции национальной безопасности Российской Федерации сложились к середине 90-х годов, в период системного кризиса в стране, охватившего экономику, финансы и управление. В это время кризисное состояние экономики и системы государственного управления усугублялось слабостью институтов гражданского общества, которые находились в самом начале своего развития.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации [ 1 ] - это и ответ на трансформационный вызов 90-х годов и, в некотором смысле, определение исторических перспектив российской государственности с безусловной опорой на национальные интересы, и, прежде всего, на восстановление позиций страны как великой мировой державы с современной конкурентоспособной экономикой. Положения концепции продолжают играть значительную позитивную роль в политико-правовой инфраструктуре российского государства. Однако с конца 90-х годов контекст внутри- и внешнеполитического, экономического и социального развития страны начинает меняться. Россия вступает в фазу, получившую название «второго поколения экономических реформ», на которой явным образом обозначились признаки выхода из затяжного системного кризиса. Появление этих признаков тесно связано с проведением системной реформы государственного управления, включающей реформы исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти (административные, военные, судебные реформы, реформы правоохранительных органов).
В настоящее время идет обновление концептуальной и законодательной базы обеспечения экономической безопасности [3].
Россия на рубеже тысячелетий вынуждена одновременно отвечать на стратегические вызовы человечеству и на тактические вызовы, которые угрожают собственно российскому государству.
К стратегическим вызовам человечеству относятся: глобализация; экономика, управляемая знанием (knowledge-driven economy); увеличение разрыва между «богатыми» и «бедными» странами; терроризм. Тактические вызовы непосредственно для российского государства включают: сокращение ВВП; потеря статуса великой державы; разочарование в результатах перестройки, ошибки и неудачи экономических реформ; рост преступности; обнищание широких слоев населения [2].
В связи с наличием угроз и вызовов анализ вопросов национальной экономической безопасности, определение перспектив развития государственной политики в данной области получили отражение в работах российских авторов (Л.И. Абалкина, В.К. Сенчагова, С.В. Степашина, А.А. Прохожева и других), а также в трудах зарубежных экономистов и финансистов. Целевой вектор развития любого, в том числе и общественного организма, задавая ряд приоритетов и необ- ходимых для достижения показателей, уже сам собой отсекает неперспективные, «нецелевые» направления развития, указывая на некоторые пределы национальных экономических интересов, ниже которых выражающие их макроэкономические показатели опускаться не должны. Таким образом, для каждого этапа экономического развития по показатели уровня национальной экономической безопасности есть инверсное отражение приоритетов и целевых ориентиров социально-экономического развития.
Экономическое развитие России в период 1999-2004 гг. отмечено началом выхода из затяжного системного кризиса 90-х годов. В последнее пятилетие наметился устойчивый экономический рост. Произошло определенное оживление деловой и инвестиционной активности: объем промышленного производства ежегодно растет, в 2003 г. этот рост составил 7,0% по сравнению с предыдущим годом, объемы инвестиций в основной капитал в 2000-2003 гг. имели годовые темпы роста 117,4 %; 110,0 %; 102,6 % и 112,5 % соответственно. Темпы роста объемов инвестиций в основной капитал ежегодно опережают (кроме 2002 г.) темпы роста валового внутреннего продукта и промышленного производства. Происходит устойчивое снижение инфляции: ее уровень составил в 2003 г. в среднем 1% в месяц. Стабилизировался государственный бюджет - дефицит сменился на профицит, улучшился сбор налогов, успешно проводится налоговая реформа. Определенные позитивные сдвиги происходят в кредитно-финансовой сфере. Стабилизировались показатели динамики валютного курса и положение национальной валюты. Снижается государственный долг, успешно осуществляется его обслуживание. В последнее время наметились положительные тенденции в области оттока капитала: легальные капиталы начали активно инвестироваться внутри страны.
Так, по данным Минэкономразвития России [См. «Национальная оценка прогресса Российской Федерации при переходе к устойчивому развитию». Подготовлена Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации сучастиемМинистерстваиностр анных дел Российской Федерации и Министерства природных ресурсов Российской Федерации во взаимодействии с группой независимых экспертов. Рекомендована Национальным подготовительным комитетом для представления на Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.). Опубликована на официальном Вэб-сайте Минэкономразвития России], положительная динамика в экономике не могла не сказаться на улучшении состояния экономической безопасности России (табл. 1).
Вместе с тем, все еще сохраняются серьезные угрозы экономической безопасности страны.
Преобладающая доля экономического роста связана с экспортоориентированными сырьевыми отраслями, сильно зависящими от мировой конъюнктуры.
Экономический рост в значительной мере зависит от нефтяных цен. Определен даже их пороговый уровень, за пределами которого начинается экономический спад -он, по расчетам фонда «Бюро экономического анализа», составляет$ 13 за баррель нефти Urals или $ 15за баррель нефти Brent. Снижение цены нефти на $ 1 чревато потерями $ 0,85 млрд. бюджетных денег; $ 1,6 млрд. - в целом по экономике; $ 0,75 млрд. составляют потери предприятий.
Исчерпаны возможности экономического роста за счет импортозамещения, что было связано с эффектом девальвации рубля в 1998 г.
Слабо развита инвестиционная база роста. Сегодня более 50% инвестиций в основной капитал приходятся на топливно-энергетический комплекс (ТЭК), транспорт и обслуживающие их отрасли, что также делает их слишком зависимыми от мировой конъюнктуры и нефтяных цен. На инвестиционной активности заметно негативно сказывается отток капитала за рубеж, который и в перспективе будет составлять значительную величину.
Таким образом, цель работы – рассмотреть роль новых технологий в задачах обеспечения национальной безопасности России.