Русские художники в плакатном творчестве рубежа XIX-XX вв
Содержание
Введение. 3
1. Плакат как вид печатной рекламы.. 6
2. Основные тенденции в развитии плакатной живописи в России в конце XIX – начале XX вв. 10
3. Основные художественные стили в плакатной живописи в России в конце XIX – начале XX вв. 16
Заключение. 22
Список источников и литературы.. 25
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни. Телевизионная, интернет-реклама, наружная реклама, реклама в печатных СМИ и т.д. – это составная часть современной массовой культуры, культуры общества потребления. Как отметила О.О. Савельева, «реклама - социальный феномен современного общества. Ее значимое «вторжение» в разнообразные сферы функционирования социума заставляет общество внимательно, даже пристрастно анализировать и оценивать этот феномен с точки зрения его влияния на приращение или ослабление социального целого, пытаться корректировать рекламный процесс в направлении большей приемлемости социальных результатов рекламного воздействия»[1].
С этой точки зрения все возрастающее значение и расцвет искусства рекламы, с одной стороны, создают объективную необходимость их исторического исследования - с другой, заставляют по-новому взглянуть на устоявшиеся понятия и оценки, касающиеся становления и развития как рекламы в целом, так и ее видов[2], одним из которых является рекламный плакат. Интерес к истории отечественного графического дизайна, искусствоведческое осмысление его генезиса, а также недостаточное количество научных трудов по истории отечественной графической культуры определяют актуальность исследования истории отечественного рекламного плаката.
Одним из наиболее важных периодов в развитии отечественного рекламного плаката стал конец XIX – начало XX века, время, которое вошло в историю как «серебряный век» русской культуры. Этим обусловлен выбор темы для данной работы – «Русские художники в плакатном творчестве рубежа XIX-XX вв».
Актуальность исследования избранной темы определяется также тем, что реклама – социальное явление, имеющее широкий социальный контекст и проявляется во всём многообразии социальных связей. Она оказывает многоаспектное влияние на сознание и поведение человека, его представления и оценки. [3]
Хронологические рамки данной работы в целом охватывают данный период, однако, для рассмотрения развития некоторых видов плакатного искусства, в частности, истории политического плаката, необходимо, на наш взгляд, выйти за рамки данного периода, «захватив» первые годы советской власти, ставшие настоящим «золотым веком» в развитии отечественного политического плаката.
Необходимо отметить, что в России, в отличие, к примеру, от Германии или Франции, не сложилось поколения художников, которые работали бы исключительно или преимущественно в сфере рекламы. На первых порах в создании рекламной графики принимали участие художники из самых различных областей искусства или непосредственно состоявшие на службе в типографиях. Поэтому цель данной работы – рассмотреть основные тенденции развития плакатного искусства в России и их отражение в творчестве русских художников указанного периода. Исходя из этого, поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть феномен рекламного плаката как одного из видов печатной рекламы, его виды, а также основные принципы;
2. рассмотреть основные тенденции развития русского плакатного искусства в историческом и культурном контексте рубежа XIX-XX вв;
3. рассмотреть основные направления в плакатном творчестве в России рубежа XIX-XX вв и наиболее ярких художников – представителей данных течений и направлений.
При написании данной работы были использованы труды отечественных и зарубежных специалистов по истории рекламы и графического искусства.
Структура работы соответствует поставленным задачам.
[1] Савельева Ольга Олеговна. Социология рекламного воздействия : дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.08 Москва, 2006 343 с. С. 7
[2] Глинтерник Э.М. Становление и развитие рекламной графии в России : торгово-промышленный плакат и товарный знак в конце XIX - начале ХХ в. : дис. … канд. иск. / Глинтерник Элеонора Михайловна. – СПб., 1995. С. 8
[3] Хавторина, Юлия Викторовна. Развитие печатной рекламы в России в 1861-1914 годах : по материалам периодических изданий : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Хавторина Юлия Викторовна; [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т].- Москва, 2011.- 201 с.: ил. С. 5