Задание дисциплине «Философия»
Методичка в нормальном виде тут
Контрольная работа представляет собой учебно-исследовательскую работу, связанную с выполнением одного из творческих заданий. Каждый обучающийся самостоятельно выполняет и представляет на кафедру одну контрольную работу (творческое задание). Тематика творческих заданий приводится в разделе 1 настоящего пособия.1. Тематика контрольных работ, рекомендации по ихнаписанию и требования к оформлениюКаждый слушатель ИЗ и ДО до начала сессии представляет на кафед-ру (отправляет по почте) один реферат и одну контрольную работу (твор-ческое задание). Работы представляются на бумаге: либо напечатанными на принтере (пишущей машинке), либо написанными от руки (чернилами синего или черного цвета).Номер контрольной работы (творческого задания) определяется самостоятельно каждым слушателем по двум последним цифрам своего учебного шифра (номера зачетной книжки), исходя из помещенной ниже таблицы. На основе этих цифр слушатели определяют порядковые номера творческих заданий (контрольных работ) в нижеуказанном перечне творческих заданий (перечень следует за таблицей).Например, из первой строки таблицы следует, что слушатели, у которых номера зачетных книжек оканчиваются цифрами 01, 51 пишут контрольную работу (творческое задание) № 50.
Творческое задание № 1Напишите свои размышления на тему: «Мировоззрение, его роль и место в моей жизни» по следующему плану:1. Содержание мировоззрения и его значение для личности2. Расскажите о своих жизненных принципах и идеалах, обратив осо-бое внимание на те, которые, по-Вашему мнению, являются важнейшими для будущей профессии3. Покажите функциональную значимость мировоззренческих устано-вок личности на примере деятельности сотрудников пожарной охраны (это могут быть герои-пожарные или Ваши знакомые сотрудники).Рекомендуемый объем – 3-4 страницы ученической тетради.Творческое задание № 2Перекличка эпох: разговор слушателя с философом.Слушатель:«Философия – это дисциплина, которая не должна изучаться будущи-ми специалистами в области пожарной безопасности, т.к. ее знания не мо-гут непосредственно применяться в нашей будущей профессии, поэтому будет полезнее «заполнить» время, отводимое на изучение философии, изучением специальных дисциплин».Р. Декарт1:«Слово «философия» обозначает занятие мудростью, а под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное зна-ние всего того, что может познать человек; это же знание, которое направ-1 ДЕКАРТ (Descartes) Рене (1596-1650) – французский философ, математик, фи-зик, физиолог. Основоположник рационализма. Автор многих научных открытий в ма-тематике и естествознании.4ляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках».Что Вы думаете по поводу приведенных выше утверждений? На чьей Вы стороне? На 3-4 страницах ученической тетради напишите свое отно-шение к высказанным утверждениям.Творческое задание № 3Из доступных Вам произведений мудрецов Востока (Древней Индии, Китая, арабских стран) подберите 10-12 высказываний (цитат, крылатых фраз, афоризмов), которые можно было бы использовать в воспитательной работе с пожарными и спасателями, в частности, которыми можно было бы «украсить» стены помещений пожарных и спасательных частей, разме-стить в публикациях в газетах и журналах МЧС (например, в качестве эпи-графов).Выбирая высказывания восточных мыслителей, следует ориентиро-ваться на одно из следующих требований, которым они должны соответ-ствовать:1) обладать ярко выраженной нравственно-воспитательной направлен-ностью, пропагандировать значимость моральных добродетелей (мужества, честности, справедливости, гуманизма и др.).2) иметь отношение к спасению людей, к оказанию им помощи.При выполнении задания рекомендуем воспользоваться хрестоматия-ми по философии, ресурсами Интернета.Творческое задание № 4Сформулируйте в общих чертах образ благородного мужа по Конфуцию, представьте его жизнь в современном обществе. Сравните обоснованность регламентации жизни человека во времена Конфуция и регламентацию деятельности сотрудника пожарной охраны в настоящее время.На основании этого изложите на бумаге ваши мысли на тему «Регла-ментация общества и свобода человека». Рекомендуемый объем сочине-ния – 4 страницы ученической тетради или 2 страницы формата А-4.Творческое задание № 5Помня, что, согласно Гераклиту, первоосновой мира является огонь, напишите эссе (объемом 4 страницы ученической тетради или 2 страница формата А-4) по теме: «Положительные и отрицательные свойства огня». В рамках эссе постарайтесь ответить на вопросы:1. Для каких созидательных целей может использоваться огонь?52. Какие свойства огня делают его одной из самых разрушительных стихий?3. Как наличие у огня полезных и вредных свойств связано с диалектикой Гераклита?4. Почему именно огонь Гераклит выбрал первоэлементом мира?Творческое задание № 6Чтобы лучше представить себе сущность идеалистической концепции Платона в его учении об идеях, на листке бумаги, разделённом на две половины, выпишите с одной стороны всё положительное в этом учении, а с другой – недостатки этого учения. Изложите письменно в форме эссе или сочинения, какие идеи этого учения могут быть применимы в деятельности спасателей и пожарной охраны.Рекомендуемый объем сочинения – 4 страницы ученической тетради или 2 страницы формата А-4.Творческое задание № 7Проанализируйте одну из мировых религий (наиболее Вам известную или близкую) на предмет значения её основоположений (заповедей, догма-тов, идей) для профессиональной деятельности пожарных и спасателей. При этом рекомендуем Вам воспользоваться каноническими текстами Библии, Корана, сочинениями средневековых и современных религиозных мыслителей, информацией, полученной из Интернета и т.п.Результаты проведенного анализа обобщите в сочинении по одной из следующих тем:«Православие и пожарная охрана»«Ислам и пожарная охрана»«Буддизм и пожарная охрана»«Роль православной религии в освящении ратного труда пожарных»«Христианские заповеди и гуманистическая миссия пожарных и спа-сателей»«Значение ислама для пожарных и спасателей России»Рекомендуемый объем сочинения – 4 страницы ученической тетради или 2 страницы формата А-4.Творческое задание № 8По аналогии с сочинением Пико делла Мирандолы «Речь о достоин-стве человека», напишите эссе на тему «Место и предназначение пожар-ной охраны в мире». В работе постарайтесь осветить вопросы о сущности деятельности пожарных, отметить главные задачи, решаемые пожарной6охраной в обществе, о связи пожарной охраны с другими социальными ин-ститутами и природными системами (объектами).Рекомендуемый объем сочинения – 4 страницы ученической тетради или 2 страницы формата А-4.Творческое задание № 9Какое значение имеет для пожарных – как всех вместе, так и каждого в отдельности (прежде всего, для Вас лично), – идея Пико делла Мирандо-лы о том, что «человек – творец самого себя»?Напишите небольшое сочинение (до 2 страниц формата А-4 или до 4 страниц ученической тетради) об основных направлениях самотворчества пожарного специалиста (инженера, спасателя). Постарайтесь ответить на вопросы:1) Что в вашем понимании составляет суть личностного роста?2) По каким направлениям должен осуществляться личностный рост пожарных?3) Какие качества личности (особенности характера, способности, уме-ния, навыки, таланты и т.п.) должен формировать у себя пожарный (спасатель) в первую очередь?4) С помощью каких способов (средств, техник, упражнений) может будущий пожарный и Вы лично развивать в себе нужные качества и бороться со своими недостатками?Творческое задание № 10По аналогии с «Правилами для руководства ума» Рене Декарта, со-ставьте один из следующих документов:«Главные правила жизни слушателя (учащегося) Академии ГПС МЧС России»«Правила поведения водителя пожарного автомобиля»«Главные заповеди начальника пожарной части»Желательно, чтобы получившийся текст не был слишком громоздким, а, напротив, отличался ясностью, доходчивостью, лаконизмом. Рекоменду-ем включить в него от 10 до 15 правил (заповедей), которые, на ваш взгляд, являются основными для конкретной должности (вида деятельно-сти).Творческое задание № 11Проанализируйте деятельность подразделений пожарной охраны и МЧС на предмет того, в какие договорные отношения (по поводу чего) и с кем вступают или могут вступать следующие субъекты:7 Министерство Российской Федерации по делам гражданской оборо-ны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Управление Государственной противопожарной службы субъекта РФ Академия ГПС МЧС России Пожарная часть Инспектор Государственного пожарного надзора Слушатель (курсант) Академии ГПС МЧС РоссииПопробуйте ответить на следующие вопросы:1. Кто представляет эти субъекты (в случае коллективных субъектов) и имеет права от их лица заключать договоры с другими субъектами?2. Какие могут быть договоры?3. Что является предметом таких договоров? Какие могут быть в них разделы?4. Чем подобные юридические договоры отличаются от общественного договора, описанного Руссо?5. Когда, с кем и какие договоры Вы заключали (или подписывали) в своей жизни?Ваши ответы представьте в форме сочинения. Рекомендуемый объем – 4 страницы ученической тетради или 2 страницы формата А-4.Творческое задание № 12Основоположник рационализма Рене Декарт считал разум главным критерием истинности наших знаний, основным методом познания – де-дукцию, а математику – наиболее достоверной наукой. В противополож-ность Декарту, основоположник эмпиризма Фрэнсис Бэкон возвеличивал опыт, индукцию и естествознание. Сегодня ясно, что рациональное и эм-пирическое, разумное и опытное, дедукция и индукция, математика и есте-ствознание одинаково необходимы.Тем не менее, попробуйте в форме сравнительной таблицы провести разграничение между рациональными и эмпирическими уровнями, мето-дами и другими аспектами пожарно-технических наук и пожарно-технической деятельности.Форма таблицыРациональное в пожарном и спасательном деле, пожарно-технических наукахЭмпирическое в пожарном и спасательном деле, пожарно-технических науках8Творческое задание № 13Исходя из того, что категории – это предельно общие понятия, отра-жающие наиболее существенные и важные свойства, связи, закономерно-сти действительности, на листе формата А-4 постройте структурно-графическую схему по одной из следующих тем (по Вашему выбору):«Категории пожарного дела»«Категории спасательного дела»«Основные понятия и категории пожарно-технических наук»В схеме необходимо назвать и дать определения главных категорий, выражающих самое существенное в области пожарного и спасательного дела, пожарно-технических наук в целом или одной из таких наук, наибо-лее Вам известной. Желательно расположить категории в определенном порядке (последовательности), например, от самых важных к менее важ-ным, от абстрактного к конкретному, от частного к общему, от теоретиче-ского к практическому и т.п.Творческое задание № 14Составьте перечень научно-технических достижений (не менее 10), сделанных в последние 400 лет и которые оказали наибольшее влияние на развитие пожарного дела (или нашли наиболее широкое применение в по-жарном деле).Для выполнения задания воспользуйтесь таблицей№п/пНазвание и краткое описание научно-технического достиже-нияКто и когда сделал научное открытие (изобретение), легшее в основу достиженияКакие естественные законы лежат в основе этого достижения1.2.3.Творческое задание № 15Основоположнику немецкой классической философии Иммануилу Канту принадлежит замечательная идея о том, что человек обязан отстаи-вать, защищать свои права всеми законными средствами. Но ясно: чтобы защищать свои права, сначала их необходимо знать. Также надо помнить, что права всегда имеют свою оборотную сторону, которая именуется сло-вом «обязанности». Поэтому попробуйте составить свод прав и обязанно-стей в соответствии с одной из следующих тем:«Права и обязанности слушателя Академии ГПС МЧС России»9«Права и обязанности сотрудника пожарной охраны»«Права и обязанности сотрудника МЧС»При выполнении задания рекомендуем воспользоваться следующими нормативными документами:1. Всеобщая Декларация прав человека (принята Генеральной Ассам-блеей ООН 10 декабря 1948)2. Конституция Российской Федерации (принята на референдуме 12 де-кабря 1993)3. Закон РФ «О пожарной безопасности»4. Закон РФ «Об образовании»5. Устав Академии ГПС МЧС РоссииТворческое задание № 16Философ-экзистенциалист Карл Ясперс развил учение о погранич-ной ситуации как ситуации на границе между жизнью и смертью, оказав-шись в которой человек сталкивается со своей собственной Самостью, об-нажает свою истинную сущность. Именно с такими экстремальными ситу-ациями регулярно сталкиваются пожарные и спасатели.Попробуйте дополнить учение экзистенциалистов о пограничных си-туациях, а именно ответьте письменно на вопросы:1) Каковы основные характеристики пограничной (экстремальной) ситуа-ции?2) Как можно классифицировать (выделить виды) пограничных ситуаций?3) С какими из этих видов ситуаций чаще всего сталкиваются пожарные и спасатели?4) Что происходит с человеком, оказавшимся в экстремальной ситуации?5) Каковы последствия для человека и общества экстремальных ситуаций?6) Какова структура пограничной ситуации?7) Каковы этапы развертывания экстремальной ситуации?Рекомендуемый объем сочинения – 4 страницы ученической тетради или 2 страницы формата А-4.Творческое задание № 17Неопозитивисты обратили внимание на значение языка для филосо-фии и науки. По мнению Л. Витгенштейна, «границы моего языка – это границы моего мира», «язык переодевает мысли». Также позитивисты счи-тали, что многие проблемы философии связаны с неправильным употреб-лением слов или с незнанием логики нашего языка. Саму философию они предложили превратить в особый род деятельности по анализу языка науки или (в рамках аналитической философии) обыденного языка, цель10такой деятельности они видели в нахождении ошибок в употреблении слов, использовании терминов, которым в нашем опыте ничего не соответ-ствует.Возьмите любой текст, описывающий те или иные стороны пожарно-технической деятельности (например, параграф из учебника по пожарной технике или тактике, научную статью, посвященную пожарно-техническим исследовании и т.п.), прочитайте его и распределите научные и технические термины по столбцам следующей таблицы:Термины, которые имеют прямые корреляты в нашем опытеТермины, которые имеют в нашем опыте некоторые аналогиТермины, которые не имеют аналогов в нашем опытеВ каком столбце наибольшее и наименьшее количество терминов? Как Вы думаете, почему?Творческое задание № 18В соответствии с гипотезой лингвистической относительности Сепи-ра-Уорфа, наше восприятие мира во многом обусловлено языком. Изучая с рождения какой-либо язык, мы вместе с ним усваиваем и соответствую-щую ему картину мира. Можно предположить, что, изучая пожарное дело и пожарно-технические науки, специалисты ГПС усваивают и особый взгляд на мир, свойственным всем пожарным.Подумайте, чем картина мира пожарных отличается от картины мира людей других профессий (например, врачей, летчиков, финансистов, юри-стов, продавцов и т.п.). Напишите небольшое эссе (до 2-х страниц формата А-4 или 4-х страниц ученической тетради) по теме «Картина мира пожар-ных».В своей работе постарайтесь ответить на следующие вопросы:1. Под каким углом глядят на мир пожарные в отличие от специали-стов других профессий?2. Какие термины (слова русского языка) пожарные понимают иначе, чем большинство других людей (к таким терминам можно отнести «ру-кав», «ствол», а что еще)?3. С какими процессами и явлениями (объектами) пожарные сталки-ваются значительно чаще, чем другие люди? Каким образом это сказыва-ется на их картине мира?11В качестве приложения к эссе сделайте небольшой словарик профес-сионального сленга пожарных2. При этом Вы можете воспользоваться таб-лицей следующей формы:№п/пТерминЗначение термина у пожар-ныхЗначение термина у осталь-ных людей1.2.3.4.Творческое задание № 19Подберите 8-10 высказываний (цитат, крылатых фраз, мыслей) из произведений русских мыслителей, которые можно было бы использовать в воспитательной работе с пожарными и спасателями, в частности, кото-рыми можно было бы «украсить» стены помещений пожарных и спаса-тельных частей, разместить в публикациях в газетах и журналах МЧС (например, в качестве эпиграфов).Выбирая высказывания русских философов, следует ориентироваться на одно из следующих требований, которым они должны соответствовать:1) носить духоподъемный, жизнеутверждающий характер;2) иметь отношение к спасению людей, к оказанию им помощи;3) пропагандировать нужность нравственных качеств, необходимых пожарным (мужество, честность, справедливость, гуманизм и др.);4) обладать ярко выраженным патриотическим характером (воспевать красоту родной природы, великое историческое прошлое России, ее достижения в различных областях культуры и т.п.);5) в позитивном свете освещать доблести воинской (ратной) службы.При выполнении задания рекомендуем воспользоваться учебным по-собием: Киричек А. В. Русская философская мысль XI – начала XX вв. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2010.Творческое задание № 20Попробуйте поразмышлять о творчестве в деятельности специалистов пожарной охраны. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:2 СЛЕНГ (англ. slang) – вариант разговорной речи (в т. ч. экспрессивно окра-шенные элементы этой речи), не совпадающий с нормой литературного языка; разно-видность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фра-зеологией; диалект определенной социальной группы, характеризующийся специаль-ной (узкопрофессиональной) или своеобразно освоенной общеупотребительной лекси-кой.121) В чем состоит сущность творчества?2) Чем творческое (нешаблонное, дивергентное) мышление отличается от нетворческого (шаблонного, стереотипного)?3) По каким направлениям может быть реализован творческий потенци-ал сотрудников пожарной охраны?4) Что может быть создано в результате творческой деятельности спе-циалистов ГПС?5) Что способствует и что препятствует творческой активности сотруд-ников пожарной охраны?6) Что необходимо сделать в рамках пожарной охраны и МЧС России для того, чтобы активизировать творческий потенциал сотрудников пожарной охраны?7) В каких видах творчества Вы хотели бы самореализоваться?8) Какие творческие продукты, полезные для профессиональной дея-тельности пожарных, Вы могли бы создать?Полученные Вами результаты (наработанные идеи) оформите в виде сочинения по теме «Творчество в деятельности специалистов пожарной охраны». Рекомендуемый объем сочинения – 4-6 страниц ученической тетради или 2-3 страницы формата А-4.Творческое задание № 21По аналогии со структурными уровнями организации живой и нежи-вой материи на листе формата А-4 постройте структурно-графическую схему, отражающую уровни организации (структуру) следующих социаль-ных систем:а) Академии ГПС МЧС России;б) пожарной охраны региона (субъекта федерации);в) всей системы органов МЧС России.В схеме желательно обозначить не только основные уровни организа-ции и элементы систем, но также взаимосвязи между ними, характер этих связей (вертикальные, горизонтальные), функции отдельных подсистем и элементов.Творческое задание № 22Используя полученные из философской литературы знания о материи и формах ее движения, о пространстве, времени и их видах, напишите не-большое сочинение (эссе) на одну из следующих тем:1) Влияние пространственных характеристик реальности на работу по-жарных и спасателей132) Роль времени в профессиональной деятельности пожарных и спаса-телей3) Влияние пространственных характеристик реальности на возникно-вение и развитие пожаров4) Механические, физические и химические процессы в функциониро-вании пожарного автомобиля5) Значение отражения для расследования и экспертизы пожаровРекомендуемый объем сочинения – 4 страницы ученической тетради или 2 страницы формата А-4.Творческое задание № 23Развитие пожарного дела в целом происходит под воздействием двух взаимосвязанных противоположностей: пожарной техники и пожарной тактики. Дело обстоит так, что изменение сил и средств боевых действий пожарных подразделений закономерно приводит к смене форм и способов пожаротушения. Это внутреннее противоречие между средствами и спосо-бами пожаротушения является причиной и источником развития всего по-жарного дела. Диалектика здесь такова, что средства боевых действий раз-виваются быстрее и на определенном этапе приходят в противоречия со способами боевых действий. Отсюда вытекает необходимость совершен-ствовать или заменять эти способы.На истории развития пожарной техники – от багра и лопаты до совре-менной пожарной автоматики, – покажите на конкретных примерах изме-нение форм и способов тушения пожара, обращая внимание на то, как реа-лизуются принципы, законы и категории диалектики.Полученные результаты представьте в форме сочинения (объемом до 6 страниц ученической тетради или 4-х страниц формата А-4).Творческое задание № 24Напишите эссе по теме «Роль сознания в жизни и деятельности специалистов пожарной охраны» (объемом до 4 страниц ученической тетради или до 3-х страниц формата А-4). Обратите внимание на совре-менные научные выводы по данной проблеме. Обоснуйте, какую роль в жизни и деятельности специалистов пожарной охраны выполняют отра-жающая и управляющая функции сознания.Творческое задание № 25Используя понятия «субъект», «объект», «средства», по аналогии с анализом познавательной деятельности человека произведите анализ по-жарно-технической практики по следующим направлениям:141) Субъект пожарно-технической деятельности. Как можно определить такого субъекта? Кого можно считать субъектом пожарно-технической деятельности? Создайте типологию (выделите разновидности) субъектов пожарно-технической деятельности.2) Объект пожарно-технической деятельности. В чем состоит специфика объектов пожарно-технической деятельно-сти? Что (кого) правомерно отнести к объектам пожарно-технической де-ятельности? По каким основаниям эти объекты могут быть классифицированы? Постройте классификацию объектов пожарно-технической деятель-ности.3) Средства пожарно-технической деятельности. Что можно отнести к средствам пожарно-технической деятельности? Создайте типологию средств пожарно-технической деятельности, используя имеющиеся у Вас знания по истории, теории и практике пожарного дела.4) Цель и результат пожарно-технической деятельности. Если целью познавательной деятельности является истина, а резуль-татом – знание, то как можно определить цель и результат пожарно-технической деятельности в наиболее общем виде?По итогам выполнения задания постройте на листе формата А-4 структурно-графическую схему, отображающую структуру пожарно-технической деятельности. В схему необходимо включить все три типоло-гии (субъектов, объектов и средств), а также формулировки цели (целей) и результата (результатов) пожарно-технической деятельности.Творческое задание № 26Боеспособность части имеет количественную и качественную сторо-ны. В прошлом количественное превосходство людей являлось обязатель-ным условием успеха на пожаре, а недостатки в технике можно было ком-пенсировать их количественным превосходством. Теперь же, устанавливая численность пожарной части, ее штаты, насыщенность пожарной техни-кой, очевидно, следует находить такие оптимальные количественные ве-личины, при которых боевая мощь была бы наибольшей.Попробуйте на конкретных примерах обосновать оптимальное коли-чество сил и средств, необходимых для выполнения отдельно поставлен-ных задач. При этом необходимо учитывать, что чрезмерное увеличение количества техники и численности личного состава делают часть слишком15громоздкой, трудно управляемой, а это ведет к снижению ее маневренно-сти и эффективности.Полученные результаты представьте в форме сочинения (объемом до 6 страниц ученической тетради или 3-х страниц формата А-4).Творческое задание № 27Воспитание, как и всякое явление, противоречиво. Единство и проти-воречие между методом убеждения и методом принуждения – основное противоречие в воспитании сотрудников пожарной охраны.Служебный коллектив без противоречий существовать не может. В нем неизбежно бывают передовые и отстающие, сознательные и менее со-знательные сотрудники, люди с меньшим и большим опытом работы и т.д. Наконец, живые люди – это всегда люди с различными мнениями, взгля-дами, способами подхода к решению общих задач. Все это неизбежно по-рождает разногласия и деловые, споры. Покажите на конкретных примерах из вашей службы как использовались эти принципы воспитания в форми-ровании здорового морально-психологического климата в подразделении.Полученные результаты представьте в форме сочинения (объемом до 6 страниц ученической тетради или 3-х страниц формата А-4).Творческое задание № 28Напишите сочинение по одной из следующих тем (тема выбирается самостоятельно):1) Место пожарно-технических знаний в науке2) Строение мира пожарно-технических знаний3) Теоретическое и эмпирическое в пожарно-техническом познании4) Революции и эволюции в развитии пожарного делаРекомендуемый объем сочинения – 4 страницы ученической тетради или 2 листа формата А-4.Творческое задание № 29Опишите, как и по каким критериям на основании теории истины можно отличить ложные свидетельские показания о причинах пожара от истинных показаний? Опираясь на правовые и другие нормативные доку-менты, а также на такие понятия, как объективность, абсолютность, отно-сительность и конкретность истины, постройте психологическую модель поведения специалиста пожарной охраны при сборе и анализе информа-ции, полученной от независимых свидетелей и заинтересованных лиц. Приведите типичные проблемы, которые возникают при расследовании причин пожара, постройте алгоритмы для их решения.16Полученные результаты представьте в форме сочинения (объемом до 6 страниц ученической тетради или 3-х страниц формата А-4).Творческое задание № 30По материалам общих и специальных изданий подготовьте небольшое письменное сообщение (на 2-3 страницы формата А-4), посвящённое системному анализу состояния пожарной безопасности в конкретном регионе страны или состояния пожарной охраны в том районе, откуда вы прибыли.Творческое задание № 31Выберите любой метод или прием познания (например, наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, фор-мализацию, математизацию, аналогию, обобщение, ограничение, идеали-зацию, абстрагирование, классификацию) и развернуто опишите, где, ко-гда, в каких ситуациях и каким образом он может использоваться в пожар-ном деле. При этом можно ориентироваться на следующие вопросы:1) Что может наблюдать пожарный на пожаре?2) Где и для каких целей может использоваться эксперимент в пожар-ном деле? Какие разновидности эксперимента могут применяться в пожарно-технической деятельности?3) Какие процессы, объекты и явления, с которыми сталкиваются по-жарные и спасатели, могут стать предметом моделирования? Какие виды моделирования используются в пожарно-технических исследо-ваниях?4) Что (какие процессы, явления, объекты) может стать предметом ана-лиза субъекта пожарно-технической деятельности? Какие виды ана-лиза могут применяться в пожарно-технических исследованиях, в пожарном деле в целом?5) Какие индуктивные обобщения могут быть получены в области по-жарно-технической практики?6) Какие идеализации используются или могут использоваться в по-жарно-технических науках?Творческое задание № 32Используя знания, полученные при работе с философской литерату-рой и при изучении курса «История пожарной охраны», постройте на ли-сте формата А-4 структурно-графическую схему, отражающую развитие пожарной техники. Постарайтесь выделить основные этапы развития по-жарной техники, главные элементы в системе средств пожаротушения,17наиболее важные научные открытия, повлиявшие на развитие пожарной техники.Творческое задание № 33На основе знаний, полученных в школе и в рамках технических дис-циплин в академии, постройте на листе формата А-4 структурно-графическую схему, отражающую многообразие видов современной по-жарной техники. Наряду с названием технических устройств, в схеме же-лательно указать их технические характеристики, предназначение, прибли-зительное время изобретения или начала широкого использования.Творческое задание № 34На листе формата А-4 постройте структурно-графическую схему по теме «Методы пожарно-технического познания». На схеме отметьте:1) Название методов, используемых в пожарно-технических науках.2) Определение каждого из методов.3) Различные модификации внутри метода, его разновидности (напри-мер, виды моделирования, виды анализа и т.д.).4) Алгоритм (порядок, этапы) реализации метода (при необходимости).5) Области приложения каждого метода.6) Открытия, сделанные с использованием каждого метода.Творческое задание № 35На листе формата А-4 постройте структурно-графическую схему по теме «Этапы пожарно-технического творчества». На схеме отметьте:1) Название каждого из этапов технического творчества (в том порядке, как они следуют друг за другом).2) Содержание каждого из этапов (описание, краткая характеристика этапа).3) Психологические механизмы, используемые в творческом процессе.Творческое задание № 36Напишите сочинение (эссе) по теме «Специфика пожарной техни-ки». В рамках сочинения подумайте, в чем своеобразие пожарной техники, чем пожарная техника отличается от других видов техники, в частности, военной, строительной, транспортной, бытовой, компьютерной, машино-строительной, медицинской. Постарайтесь также ответить на вопрос, что общего между пожарной техникой и другими видами техники. Например, что сближает пожарную и медицинскую технику, иначе говоря, что обще-го между пожарным стволом и скальпелем хирурга.18Рекомендуемый объем сочинения – 4 страницы ученической тетради или 2 страницы формата А-4.Творческое задание № 37Напишите сочинение (эссе) по теме «Пожарная техника в XXII-м веке». В работе Вы можете осветить как состояние всей пожарной техники будущего, так и более подробно описать ваше видение одного из элемен-тов пожарной техники будущего. В частности, Вы можете попытаться от-ветить на вопросы:1) Чем пожарная техника следующего века будет отличаться от совре-менной пожарной техники?2) Как будет выглядеть пожарный автомобиль начала 22-го века и оста-нутся ли вообще пожарные автомобили?3) Как изменится характер пожаров и других стихийных бедствий через сто лет?4) Какие новые вещества будут использоваться для борьбы с пожарами?5) Какие новые средства связи, способы оповещения о пожарах будут использоваться в будущем?6) Как изменится экипировка пожарных?7) Как изменятся средства спасения людей?8) Что произойдет с пожарно-техническим образованием в целом и с нашей академией в частности?9) Какую роль в борьбе с пожарами будет через сто лет играть вода?Рекомендуемый объем сочинения – 4-6 страниц ученической тетради или 2-4 страницы формата А-4.Творческое задание № 38На листе формата А-4 постройте структурно-графическую схему по теме: «Место и роль пожарной охраны в обществе». В схеме желательно отразить:1) Вертикальные и горизонтальные взаимосвязи между органами и под-разделениями пожарной охраны, с одной стороны, и другими соци-альными институтами и организациями, с другой, в частности, с гос-ударственными органами управления, силовыми ведомствами, тор-говыми и промышленными предприятиями и т.д.2) Роль (функции) пожарной охраны в социальной жизни.3) Направления воздействия социальных организаций и институтов на пожарную охрану.4) Что пожарная охрана дает обществу и что получает от общества.5) Соотношение и взаимодействие пожарной охраны и государства.196) Соотношение и взаимодействие пожарной охраны и гражданского общества.7) Источники финансирования пожарной охраны.В качестве альтернативы Вы можете построить аналогичную схему по теме: «Место и роль МЧС в обществе».Творческое задание № 39На листе формата А-4 по предложенной ниже форме составьте табли-цу по теме «Крупнейшие техногенные катастрофы в России (СССР) и в мире». Внесите в таблицу все известные Вам техногенные аварии за по-следние сто лет. Постарайтесь расположить катастрофы в порядке умень-шения нанесенного ими ущерба. После чего проведите сравнительный анализ крупнейших техногенных катастроф в нашей стране и за рубежом.Форма таблицып/пКрупнейшие техногенные катастрофы в СССР и в РоссииКрупнейшие техногенные катастрофы в мире (за рубежом)Название, место и время ка-тастрофыНегативные последствия для приро-ды и обще-стваПричины катастрофыНазвание, место и время ка-тастрофыНегативные последствия для приро-ды и обще-стваПричины катастрофы1.2.3.После того, как таблица составлена, письменно ответьте на следую-щие вопросы:1) Как Вы думаете, почему крупнейшие техногенные катастрофы, как правило, происходят в наиболее развитых странах?2) Какая катастрофа, по Вашему мнению, является крупнейшей в XX веке?3) Какая катастрофа на сегодняшний день является крупнейшей в XXI веке?4) Что необходимо сделать, чтобы предотвратить повторение наиболее крупных катастроф?5) Какие новые техногенные катастрофы угрожают нам в будущем?Творческое задание № 4020На листе формата А-4 постройте и заполните таблицу по теме «Вы-дающиеся деятели пожарной охраны и МЧС России». Рекомендуем воспользоваться следующей формой:п/пФамилия, ини-циалыГоды жизни (или год рождения)Должность, место работы (службы), специальное званиеВклад в развитие пожарной охраны и МЧС России (дости-жения и заслуги)123451.2.3.В таблицу Вы можете включить тех специалистов, о которых Вы слышали, читали или знаете лично, чьи труды изучали, с чьими изобрете-ниями сталкивались и т. п. Информацию о выдающихся деятелях пожар-ной охраны и МЧС России можно получить в Интернете, в специализиро-ванных журналах МЧС России («Пожарное дело» и др.), в мемуарах и дру-гих источниках (книгах).Помните, что в таблицу Вы можете внести как выдающихся организа-торов деятельности пожарной охраны и МЧС России, так и видных ученых (основателей научных школ и направлений, академиков и профессоров, ав-торов фундаментальных учебников и монографий и т.п.), знаменитых практиков пожарного дела, героев, отдавших жизнь ради спасения людей и чей подвиг является образцом мужества и гуманизма для всех российских пожарных и спасателей.Творческое задание № 41На листе формата А-4 составьте структурно-графическую схему по теме: «Детерминанты моей жизни». На схеме желательно отразить и конкретизировать следующие виды детерминант:1) биологические и социальные2) прошлые, настоящие и будущие3) материальные и духовные4) внутренние и внешние5) сознательные и бессознательные6) целевые и ценностно-смысловые7) позитивные и негативныеПри составлении схемы постарайтесь отделить главные и второсте-пенные детерминанты: первые следует выделить более ярко (например, с помощью крупного шрифта или ярких цветов). Также стремитесь к тому, чтобы схема была логичной и не слишкой громоздкой и запутанной.21Творческое задание № 42Найдите в доступной Вам литературе (например, в библиотеке Ака-демии или в Интернете) небольшую притчу (до 1 страницы). Внимательно прочитайте её 2-3 раза, после чего ответьте письменно на следующие во-просы:1) В чем состоит основная идея притчи? Как ее можно выразить в од-ном предложении?2) Какие ценности проповедуются в притче?3) Какое значение имеют или могут иметь провозглашаемые в притче идеи и ценности для профессиональной деятельности сотрудника пожарной охраны?Творческое задание № 43Помня, что философия может выражать себя не только с помощью слов и понятий, но также говорить на языке образов, что кроме обычной философии существует еще и «философия в красках», на листе формата А-4, используя краски, карандаши ил