Задание дисциплине «Экономика» (учебная практика)
Содержание учебной практики, методические рекомендации по ее проведению
Основные этапы работы студента на практике включают выполнение заданий, представленных ниже.
1. Ознакомление с базой практики и ее характеристика.
2. Изучение организации управления финансами в организации и содержания финансовой работы. Изучение финансовых отношений внутри предприятия или организации. Анализ и оценка финансового состояния предприятия, выявление проблем, зависящих и не зависящих от деятельности организации и оказывающих влияние на ее финансовое состояние.
3. Изучение взаимоотношений организации с другими организациями и предприятиями, бюджетными и внебюджетными фондами, банками, фондовым рынком, страховыми организациями и методов управления ими.
4. Изучение состояния и методов финансового планирования на предприятии, в т.ч. и внутрифирменного.
Содержание первого задания
1. Краткая характеристика организации. (Основное содержание устава. Место и роль предприятия, организации на региональном и отраслевом рынках, экономическая и социальная значимость в регионе.)
2. Организация производства продукции, выполнения работ, услуг. Номенклатура и объем. Производственная структура.
3. Планирование, организация, маркетинг, Продукт. Рынок. Конкуренты. Потребители. Спрос, его динамика.
4. Организационная структура управления. Функциональные взаимосвязи подразделений и служб, в части взаимоотношений по финансовым вопросам.
5. Характеристика эколого-экономического состояния. Экологический паспорт. Соответствие экологическим стандартам. Мероприятия по охране окружающей среды.
Обеспечение условий охраны труда и безопасной жизнедеятельности работающих. Включение в коллективный договор (трудовое соглашение) информации о гарантированных условиях и охране труда рабочего места.
Организационно-технические мероприятия по гражданской обороне.
6. Решение социально-экономических вопросов на объекте, практики. Кадровая политика. Вопросы повышения квалификации, оплаты труда. Социальное страхование. Организация медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения, отдыха; проведение культурно-спортивных мероприятий.
7. Информационные потоки. Технология обработки информации и используемые технические средства.
Содержание второго задания
1. Выяснение места финансовой службы на предприятии и определение её организационной структуры управления. Положение о финансовой службе предприятия, организации.
2. Описание финансовой работы на предприятии, выявление существующих проблем.
3. Выявление существующих взаимосвязей с другими структурными подразделениями предприятия. Финансовые отношения внутри предприятия, организации.
4.Финансовый анализ предприятия (рентабельность. Финансовые результаты). Обозначение проблем, влияющих на финансовое состояние предприятия, и определение направлений улучшения его финансового состояния.
Содержание третьего задания
1. Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями; формы безналичных расчетов, использование векселей, управление дебиторской задолженностью.
2. Кредитные отношения с банками, юридическими и физическими лицами по поводу заемных средств. Методы кредитования предприятия.
3. Изучение отношений с бюджетами и внебюджетными фондами: налоги и отчисления, льготы, сроки, санкции. Влияние на финансовое состояние.
4. Поведение предприятия или организации на фондовом рынке, управление портфелем ценных бумаг.
Содержание четвертого задания
- Методы финансового планирования на предприятии: годового и оперативного.
- Бюджетирование, степень внедрения.
- Финансовый раздел бизнес-плана.
- Внутрифирменное финансовое планирование.
Если студент проходит практику не на производственном предприятии, руководитель практики от кафедры уточняет содержание перечисленных.заданий с необходимыми корректировками либо разрабатывает студенту индивидуальное задание.
Основными источниками информации являются:
1) ежеквартальная финансовая отчетность предприятия;
2) данные первичного бухгалтерского учета;
3) другие виды отчетности предприятия;
4) положения, инструкции, методики, другие нормативные документы, разработанные предприятием;
5) работники предприятий, их опыт.
6. Индивидуальное задание по профилю направления подготовки.
При прохождении практики в Государственном университете управления каждый студент выполняет задание по информационным источникам (библиотека ГУУ, сеть Интернет, другие источники) в соответствии с номером своего студенческого билета.
Первая цифра номера студенческого билета |
Вторая цифра номера студенческого билета |
Тип анализируемых |
Четная |
1 |
Спортивная организация |
|
2 |
Предприятие черной металлургии |
|
3 |
Предприятие цветной металлургии |
|
4 |
Сетевая торговая организация |
|
5 |
Страховая организация |
|
6 |
Коммерческий банк |
|
7 |
Центральный банк |
|
8 |
Химчистка |
|
9 |
Продуктовый магазинчик |
|
10 |
Музыкальный магазин |
Нечетная |
1 |
Магазин бытовой техники |
|
2 |
Ресторан |
|
3 |
Отель |
|
4 |
Образовательная организация |
|
5 |
Частная медицинская организация |
|
6 |
Паевой инвестиционной фонд |
|
7 |
Мебельная фабрика |
|
8 |
Энергетическая компания |
|
9 |
Транспортная организация |
|
10 |
Лизинговая компания |
За время практики студент выполняет индивидуальное задание по более углубленному изучению отдельных функций работы предприятия (организации), решению конкретных управленческих задач в интересах базы практики и университета, а также подготовить исходный материал для проектной части курсового и/или выпускной квалификационной работы.
7. Задание по научно-исследовательской работе
Этот раздел программы предусматривает выполнение студентами научных исследований в период практики. Задания такого рода дается студентам, имеющим интерес, склонность и способность к проведению научных работ.
Тематика научно-исследовательских работ студентов (НИРС) должна быть актуальна с точки зрения выпускающей кафедры и предприятия (организации) - базы практики, носить в основном исследовательский, поисковый характер.
Тема задания определяется руководителем практики от кафедры по согласованию со студентом-практикантом.
Задание по НИРС может быть выполнено индивидуально или группой студентов (до 4 человек) в зависимости от масштабности темы.
Научно-исследовательская работа студентов должна быть оформлена отдельным отчетом в виде пояснительной записки.,
8. Оформление результатов практики
В ходе практики студенты ведут дневник с обязательной постоянной записью о проделанной работе, отражаемый в отчете по практике. Отчет по практике подписывается руководителем от предприятия (организации), его подпись удостоверяется печатью.
На протяжении всего периода работы на предприятии (в организации) студент должен в соответствии с заданием собирать и обрабатывать необходимый материал, а затем представить его в виде оформленного отчета по практике своему руководителю.
Сбор материалов для отчета проводится в течение всей практики.
Отчет студента по практике должен включать текстовой, графический и другой иллюстративный материалы.
Рекомендуется следующий порядок размещения материала в отчете:
титульный лист;
оглавление;
основные разделы отчета по практике;
список использованных источников;
приложения.
Примерный объем отчета в целом - 17-21 страниц текста.
Типовая форма титульного листа отчета студента по практике приведена в приложении.
Содержание основных разделов отчета определяется требованиями программы по каждому виду задания практики.
Отчет представляется на рецензию руководителю практики от предприятия, который, ознакомившись с отчетом, дает в дневнике практики заключение и характеризует отношение студента к работе, его дисциплинированность, наличие необходимых навыков организаторской и управленческой работы.
Отчет должен быть оформлен на бумаге стандартного формата А-4 на одной стороне, сокращения слов, кроме общепринятых, не допускаются.
При подготовке отчета по практике следует использовать шрифт № 14 (параметры страницы (поля): верхнее- 2 см, нижнее -2 см, левое - 2 см, правое - 2 см);
Иллюстрации (таблицы, схемы, заполненные формы (бланки) документов, графики и другой иллюстративный материал) должны иметь название и соответствующий номер.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего отчета и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце.
Подразделы нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.
Список использованных источников должен содержать перечень источников, используемых при выполнении отчета. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями.
Приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», его порядкового номера (без знака №); оно должно иметь тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения.
9. Подведение итогов практики
По окончанию практики студент должен сдать зачет, с оценкой.
Основанием для допуска студента к зачету по практике являются полностью оформленные дневник и отчет по практике.
Дата и время зачета устанавливаются выпускающей кафедрой в соответствии с календарным графиком учебного процесса.
Зачет проходит в форме защиты студентом отчета по практике перед комиссией, назначаемой заведующим выпускающей кафедрой.
Защита отчета по практике, как правило, состоит в коротком докладе (8-10 минут) студента и в ответах на вопросы по существу отчета.
В результате защиты отчета по практике студент получает зачет с оценкой. При оценке учитываются содержание и правильность оформления студентом дневника и отчета по практике; отзывы руководителей практики от предприятия (организации) и кафедры; ответы на вопросы в ходе защиты отчета. Оценка проставляется в ведомость и зачетную книжку студента. Оценку зачета по практике вносят также в приложение к диплому о высшем образовании.
Оценка, полученная на зачете по практике, учитывается при назначении стипендии.