Задание дисциплине «Анатомия, морфология, физиология»
Итоговый контроль знаний слушателей осуществляется путем оценки его ответов по 3 блокам заданий.
Блок №1 – анатомия (выберите два задания из приведенных в блоке вопросов. Опишите строение и функции отделов скелета, а также мышцы участвующие в работе данного сегмента),
Блок №2 – спортивная морфология,
Блок №3 – физиология.
БЛОК №1.
1 Позвоночный столб. Отделы позвоночного столба. Строение позвонка; различия в строении и функциях позвонков различных отделов позвоночного столба. Мышцы спины, участвующие в разгибании позвоночника (поверхностные и глубокие) (начало, место прикрепления, функция).
2. Грудная клетка, ее строение, соединение ребер с грудиной и позвоночным столбом. Диафрагма, ее части (сухожильная и мышечная) и функция. Основные и вспомогательные дыхательные мышцы. Собственные мышцы груди, участвующие в акте дыхания.
3. Строение костей плечевого пояса (лопатка и ключица). Мышцы, участвующие в работе пояса верхней конечности (начало, место прикрепления, функция).
4. Кости свободной верхней конечности (строение плечевой, локтевой, лучевой кости). Кисть, ее строение, деление на отделы. Мышцы свободной верхней конечности (начало, место прикрепления, функция):
а) мышцы плеча (передняя и задняя группа);
б) мышцы предплечья (передняя и задняя группа);
в) мышцы кисти (средняя группа, группа мышц большого пальца и группа мышц малого пальца.
5. Мышцы живота (начало, место прикрепления, функция). Мышцы, участвующие в сгибании туловища, их расположение, места начала и прикрепления. Брюшной пресс и его значение для спортсменов.
6. Строение костей пояса нижней конечности. Тазовая кость. Соединение костей тазового пояса (крестцово-подвздошный сустав, лобковый симфиз, синдесмозы таза.). Таз в целом. Функциональные группы мышц (начало, место прикрепления, функция).
7. Кости свободной нижней конечности (строение бедренной, большеберцовой, малоберцовой кости). Мышцы свободной нижней конечности (начало, место прикрепления, функция):
а) мышцы бедра (передняя, задняя и медиальная группа);
б) мышцы голени (передняя, задняя и латеральная группа);
8. Кости стопы (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев), их строение, деление на отделы. Мышцы стопы (мышцы тыльной поверхности стопы, мышцы подошвенной поверхности стопы) (начало, место прикрепления, функция).
9. Тазобедренный, коленный, голеностопный суставы, их строение. Соединения костей голени. Особенности строения суставов и связочного аппарата стопы. Твердая основа стопы. Продольный и поперечный своды стопы. Функциональные группы мышц, участвующие в движениях бедра, тазобедренном суставе: сгибатели и разгибатели, отводящие и приводящие, пронирующие и супинирующие.
БЛОК №2.
- Исследование собственной осанки: определение ромба Мошкова и плечевой дуги по Аксеновой (измерения, выводы).
- Что понимается под понятием 'физическое развитие'? Дайте оценку своему физическому развитию, использую антропометрические данные.
БЛОК №3.
Определение силы нервной системы (по возбуждению) с помощью теппинг-теста
Мерой «силы-слабости» нервной системы является предел работоспособности, т.е. время, в течение которого может поддерживаться возбуждение в корковых клетках при длительном действии раздражителя. Практическая сила измеряется величиной рефлекторных реакций, чем дольше она сохраняется на первоначальном уровне, тем больше сила нервной системы.
Для определения силы нервной системы можно использовать методику теппинг-теста, которая позволит изучить силу нервной системы при произвольной двигательной деятельности. Сила в этом случае определяется динамикой изменения максимального темпа движений кистью руки.
Цель работы: Определить силу нервной системы при произвольной двигательной деятельности.
Оборудование: Сдвоенный счетчик для измерения темпа движений, секундомер или лист бумаги, разделенный на 8 квадратов и карандаш (ручка).
Испытуемому (после пробы) предлагается нажимать на ключ с максимальной частотой до отказа. Через каждые пять секунд снимаются показатели счетчика и после эксперимента высчитывается частота движений за каждый отрезок времени. При отсутствии сдвоенного счетчика можно использовать для этой цели лист бумаги и тупо заточенный карандаш.
На основании данных, полученных за каждый из пятисекундных отрезков построить кривую, характеризующую силу возбуждения у данного испытуемого.
Для этого по вертикали отложить количество движений за пять секунд, а по горизонтали – время работы (в секундах). Сравнить полученную кривую с предложенными вариантами кривых изменения темпа движений (рис. 1) и определить силу нервной системы испытуемого.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. Различные варианты кривых максимального темпа движений
Вариант А – сильная нервная система. Характеризуется нарастанием темпа в первые 5-15 сек. и поддержанием его в последующем (вплоть до момента отказа).
Вариант Б – сильно-средняя нервная система. Характеризуется нарастание темпа в первые 5-15 секунд и последующих снижением его.
Вариант В – средняя сила нервной системы. Характеризуется поддержанием темпа на первоначальном уровне или колебаниями его около этого уровня.
Вариант Г – средне-слабая нервная система. Характеризуется поддержанием первоначального темпа в течение 10-20 секунд с последующим его снижением.
Вариант Д – слабая нервная система. Характеризуется падением максимального темпа сразу же в первые 10-15 секунд.