Задание дисциплине «Методологические основы психолого-педагогического исследования»
Закажите любой вариант контрольной. Жмите «Заказать эту работу», мы с вами свяжемся!
Комплект заданий для домашней контрольной работы
Задание 1.Определите, в каких записях (а, б, в, г, д, е) отражены факты, а в каких – их оценка (интерпретация).Предложите свои примеры «факта» и «оценки».
Протокол № 1
№ |
Действия воспитателя |
Действия детей |
Действия Саши |
1 |
а) Воспитатель хорошо подготовлен к занятию |
б) Все дети внимательно слушают и хорошо работают |
в) Саша быстро поднял руку на первый вопрос: «На сколько предметов больше на верхней ступеньке лестницы, чем на нижней?» |
2 |
г) Задал вопрос: «Правильно ли ответил Саша?» |
д) Дети знают ответ, так как все подняли руки |
е) Саша слушает внимательно, он хочет все понять. |
Задание 2. Назовите причину отличий результатов эксперимента. Раскройте содержание понятий «естественный эксперимент» и «лабораторный эксперимент», назовите их отличительные признаки:
Экспериментатору необходимо было выяснить объем памяти детей 5 лет. Он предложил детям для запоминания следующие слова: карандаш, кукла, конфетка и др. Дети сумели воспроизвести лишь небольшое количество слов. |
В другой раз экспериментатор пришел в эту же группу детского сада и, поздоровавшись с детьми, предложил: «Давайте поиграем в магазин». Дети дружно согласились. «Я буду продавцом, - сказал исследователь, - а вы будете покупателями. Вот мои товары: карандаш, кукла, конфетка (назвал те же слова, какие произносил и при первой встрече). Кто назовет больше слов, тому и достанется покупка». На этот раз дети назвали больше слов. |
Задание 3. Проанализируйте вопросы первой и второй студенток:
Студентки во время педагогической практики в детском саду должны были изучить интересы детей старшего дошкольного возраста, используя метод беседы. Первая студентка задала следующие вопросы: чем ты интересуешься? (Ребенок смущенно молчит.) Тебе нравятся машинки? («Да, нравятся»). А рисовать тебе нравится? («Да, нравиться») А конструировать тебе нравиться? («Да») |
Вторая студентка построила беседу так: расскажи, какие у тебя есть игрушки дома («Машинки, самолеты..»). Какие самые любимые? («Машинки»). А легковые машинки тебе нравятся? («Да»). Как ты с ними играешь? («Вожу, строю гараж…, улицу строю…). Часто ли играешь («Всегда»). А что ты чаще всего рисуешь? |
Задание 4. Определите, о каких компонентах исследования (база, объект, предмет) идет речь в следующих фрагментах:
- гимназии № 1 г.Оренбурга;
- способность вероятностного оценивания сверстников у детей предподросткового возраста;
- психолого-педагогические условия комплексной реабилитации хронически больных детей в оздоровительно-образовательном центре;
- работники «Центра помощи семьи и детям» (г. Оренбург);
- психологическая готовность к школе;
- характер взаимосвязи между стилем педагогического общения учителя и учащихся и успешностью учебной деятельности;
- стиль межличностного взаимодействия учителя;
- особенности проявления чувства юмора учителей с разным уровнем развития диалогичности межличностных отношений.
Задание 5. Выделите предположительный предмет (или предметы) изучения в следующих исследовательских темах:
- Содержательные особенности образа «возможного я» в юношеском возрасте
- Развитие субъектности студентов-менеджеров средствами социально-психологического тренинга
- Социальнаядецентрация как условие продуктивного межличностного взаимодействия
- младших подростков
- Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами эмоционального тренинга
- Развитие способности вероятностного оценивания сверстников у детей предподросткового возраста
- Особенности чувства юмора у учителей с разным уровнем развития диалогичности межличностных отношений
Задание 6. Выразите одну и ту же мысль (например, об источниках подростковой агрессии, необходимости дифференцированного и индивидуализированного подхода к учащимся, и т.п.), используя разные стили изложения: научный, популярный.
Задание 7. Проанализируйте и дайте ответ: «Опросные методы используются в ряде случаев…:
1) когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют;
2) когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения;
3) когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.;
4) в качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами».
Конкретизируйте первые три ситуации выбора опросных методов в педагогическом исследовании. Приведите примеры.
Задание 8. Используя специализированные научные журналы по психологии («Психологическая наука и образование», «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Культурно-историческая психология» и др.), подберите2 статьи, иллюстрирующих исследования с применением разных стратегий исследования: генетической и формирующей (по 1 примеру на каждый «формат» исследования).Представьте их описание по следующей схеме, приложитеКСЕРОКОПИЮ СТАТЕЙ:
Проблема исследования (противоречие, разрешаемое в исследовании) |
|
Актуальность исследования (социальная; теоретическая; практическая) |
|
Практическая значимость (выход) |
|
Объект исследования |
|
Предмет исследования |
|
Цель исследования |
|
Гипотеза исследования |
|
Основные этапы/подэтапы эксперимента (констатирующий 1; формирующий; констатирующий 2) |
|
Задание 9. Используя специализированные научные журналы по психологии («Психологическая наука и образование», «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Культурно-историческая психология» и др.), подберите статью с описанием исследований, реализованных в разных методологических парадигмах (деятельностной, ассоциативно-рефлекторной, культурно-исторической, психодинамической и т.д.). Опишите научно-понятийный аппарат представленного исследования, приложитеКСЕРОКОПИЮ СТАТЬИ.
2. РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1. Основная литература
- Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учеб. посбие для студ. Вузов/Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова.-М.: Академия, 2008.- 320с.
- Веракса, Н.Е. Методологические основы психологии: учеб.пособие [В электронном формате]/Н.Е. Веракса.-М.:Академия,2008.-1 опт.диск.-CD-R.
- Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / В.Н. Дружинин.-2-е изд., доп. - СПб.:Питер, 2007.- 320с.
- Загвязинский,В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб.пособие для студ. вузов / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов.- 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 208с.
- Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии: Учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии/Т.В.Константинов, С.Д. Смирнов. - СПб.: Питер, 2007.- 320с.
2.2. Дополнительная литература
- Анисимов О.С. Методология: функция, сущность, становление (динамика и связь времен). – М., 1996.
- Бордовский В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе: Учеб.-метод. пос. – СПб., 2001.
- Зинченко Б.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М., 1983.
- Кузьмина Л.В. Психологическое исследование. – СПб, 1994.
- Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях.
- Маслак А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. – Курск, 1998.
- Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002.
- Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М., 1996.
- Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб.: Питер, 2004.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.
Закажите любой вариант контрольной. Жмите «Заказать эту работу», мы с вами свяжемся!