pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Влияние на семейные отношения культурно-национальных традици


Содержание

 

Введение. …..…3

Глава 1. Методологические основы исследования семьи. 9

1.1 Современная семья. .9

1.2. Семья как социокультурный  институт общества. 12

1.3. Типы семей. 14

1.4. Типы семейного воспитания. 17

1.5. Прочность семьи, ее культура. ……………21

1.6. Семья как субъект формирования национально-культурных традиций…………………………………………………………………….….29

Глава 2.Культурно-национальные традиции, влияющие на семейные отношения. …..….….31

2.1. О традиции и менталитете………………………….………………31

2.2 Казахские обычаи и традиции. …37

2.3 Русские народные традиции и обычаи. …………. …49

Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование влияния культурно-национальных традиций на семейные отношения…………………………..57

3.1  Исследование детско-родительских отношений…………………57

3.2   Исследование супружеских отношений………………………….66

3.2  Исследование влияние  традиций на детско-родительские отношения.......................................................................................................68

Заключение. 69

Список литературы.. ………………72


Введение

На рубеже XX-XXI веков в условиях дегуманизации культуры с необычайной остротой начинают звучать вопросы о бытии человека в современном мире. Поэтому изучение процесса культурной адаптации личности как реализации всех ее сущностных сил становится как никогда актуальным. Благодаря техническим достижениям люди получают огромные возможности в реализации своих творческих сил, но далеко не всегда таким возросшим возможностям соответствует человеческая зрелость их обладателей. Поэтому далеко не случайно современную культурологию отличает интерес к человеку, и эти исследования зависят не только от уровня развития реальных общественных отношений, в которые оказывается включенной личность, но и от характера отношений в семье – важнейшем индикаторе зрелости общества.

На протяжении всей истории человечества семья оставалась наиболее устойчивым социальным институтом общества и являлась основной жизненной ценностью для многих людей. В современном обществе она также продолжает сохранять немаловажное значение, являясь объектом исследования множества наук. Правда, следует отметить, что ее природа несколько изменилась вследствие усиления многогранности социальных связей и отношений. Так, социальная философия рассматривает ее в качестве важнейшего социального института, выполняющего жизненно необходимые для общества функции; психология - как малую социальную группу, устойчивость которой зависит от взаимоотношений ее членов; педагогика – как основной институт воспитания детей и подростков; юриспруденция исследует правовые отношения и обязательства членов семьи. Семья является также объектом исследования ученых – медиков, экономистов и т.д.

Для настоящего исследования семья представляет особый интерес как исходный этап культурной адаптации личности. Являясь уникальным биосоциальным образованием, семья принципиально отличается от других социальных субъектов своей ролью в становлении культуры и ее сохранении, поскольку только в семье эксплицируется культурный смысл витальных ценностей и персонифицируется их интеграция в мир артефактов. Поэтому любые изменения, происходящие с семьей как социальным институтом, имеют аксиологический смысл и изменяют социокультурную динамику общества. Происходящие изменения семьи на современном этапе развития общества требуют специального анализа именно с этих позиций.

Проблема теоретического изучения семьи насчитывает две с половиной тысячи лет, начиная от Конфуция и заканчивая исследованиями конца XX века. Существует большой объем литературы, как отечественной, так и зарубежной, посвященной этическим, социально-психологическим, экономическим и другим сторонам жизнедеятельности семьи. Вследствие этого сформировались основные подходы к изучению данной проблемы.

В европейской традиции начало теоретического изучения семьи было заложено древнегреческими философами Платоном и Аристотелем. Платон и Аристотель основали теорию развития семьи, согласно которой основной “клеточкой” общества всегда являлась патриархальная семья.

В Новое время и в эпоху Просвещения патриархальная теория была еще широко распространена. Так, для Ф. Бэкона семья являлась, с одной стороны, “помехой для великих свершений”, с другой – “школой человечности”. Т. Гоббс видел в семье “маленькую монархию”. Д. Юм резко критиковал многоженство и свободу разводов. Ж.-Ж. Руссо, отвергая равенство полов в семье, утверждал господство мужа.

Особый интерес представляют воззрения представителей немецкой классической философии: И. Канта, И.Г. Фихте и Г.В.Ф. Гегеля. И. Кант и И.Г. Фихте рассматривали проблемы брака и семьи, исходя из теории естественного права. Г.В.Ф. Гегель, унаследовав идею Аристотеля, определял брак как “нравственные отношения”, а семью – как “природное наличное бытие в форме любви и чувства”.

В России, начиная со второй половины XIX века, проблемы семьи неизменно обсуждались всеми передовыми мыслителями общества. Причем обсуждение это носило ярко выраженный аксиологический характер. Представитель русской идеалистической мысли В.С. Соловьев – аналитик проблем семьи – рассматривал в качестве объекта изучения материнскую любовь, человеческую любовь в целом. Русский экзистенциалист Н.А. Бердяев уделял особое внимание изучению духовной природы семьи. Акцентируя свой интерес на вопросах пола, В.В. Розанов предложил ввести свободу развода, дабы сохранить “здоровое функционирование семьи”. Заметный вклад в изучение проблемы семьи внесли Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин. Так, например, М.М. Ковалевский считал, что “семья – великая школа альтруизма”.

Проблемы семьи в советский период исследуются в работах А.Г. Харчева, С.И. Голода, Т.М. Афанасьевой, Н.Я. Соловьева, В.Д. Попова А.И. Антонова, В.Н. Архангельского, И.В. Бестужева-Лады, Э.К. Васильева,          А.Г. Вишневского, А.Г. Волкова, В.Б. Голофаста, И.С. Кона, Б.С. Павлова, Н.М. Римашевской, Ю.Б. Рюрикова, Н.Г. Юркевича, З.А. Янкова и др. Однако, советская, а затем и российская фамилистика отличались извечным социологизмом в ущерб традиционному аксиологизму русской философской школы.

В конце 90-х годов большинство исследователей пришли к выводу, что современная российская семья претерпевает процесс серьезной трансформации. Эти тенденции описаны современными исследователями А.И. Антоновым, Е.Б. Бреевой, Т.А. Гурко, В.М. Медковым, М.С. Мацковским, С.А. Сорокиным, Н.Д. Шиминым.

Современные тенденции развития семьи на Западе освещены в работах исследователей из Франции – М. Бекомбо, А. Жирара, Л. Русселя, Ф. Мишеля и др. и США – И. Най, И. Рейса, В. Берра, Р. Хилла, Д. Попеное, А. Карлсона, в которых раскрываются кризисные тенденции развития семьи на Западе. Однако западная фамилистика, выстроенная на методологической базе традиционного прагматизма, никогда не уделяла достаточного внимания семье как транслятору культурных ценностей.

Необходимо отметить, что при всем обилии публикаций по данной проблеме в настоящее время существует ряд неизученных вопросов, которые составили проблемное поле настоящего исследования и отразились в его задачах. Культурная динамика определяет аксиологические модификации семьи и, следовательно, проблема постоянно воспроизводится. Анализу современного ее этапа и посвящена данная работа.

   В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Влияние на семейные отношения культурно-национальных традиций».
   Проблема исследования: какого влияние национально-культурных традиций на детско-родительские и супружеские отношения, на примере казахских и русских семей. 
   Цель исследования: выявить взаимосвязь культурно-национальных традиций с семейными отношениями.
   Объект исследования: семейные отношения.
   Предмет исследования: взаимозависимость культурно-национальных традиций и семейных отношений.
   В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
  1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. проанализировать понятие «семья», «типы семей»;
  3. выявить влияние на семейные отношения культурно-национальных традиций
  4. обосновать бережное отношение к традициям национальной культуры;
  5. выявить основные культурные факторы, влияющие на связь поколений в современной российской семье;
  6. исследовать детско-родительские и супружеские отношения в казахских и русских семьях и выявить взаимосвязь с национальными традициями.

Гипотеза исследования:   В семьях, вне зависимости от национальной культуры, где чтут и соблюдают народные традиции, детско-родительские и супружеские отношения оптимальные.

Методы исследования: наблюдение, объяснение, беседа, анкетирование.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

   Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.

В первой главе «Методологические основы исследования семьи» раскрывается понятие «семья», выделены типы семейных отношений и семейного воспитания. 

Во второй главе «Культурно-национальные традиции, влияющие на семейные отношения» выделены культурно-национальные особенности русских и казахских семей,  определена роль и место современной семьи в регенерации и воспроизводстве национальных ценностей.

В третьей главе «Опытно-экспериментальное исследование влияния культурно-национальных традиций на семейные отношения» представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем дипломной работы составляет 76 страниц машинописного текста. Список литературы 61 включает  наименования

На защиту выносятся следующие положения:

-         семья как традиционный социальный институт является первичным транслятором ценностей культуры в их единстве с ценностями природы (витальными), использующим механизмы социализации;

-         культурные факторы, определяющие связь поколений в современной российской семье ослаблены в результате того, что интериоризация ценностей культуры молодым поколением осуществляется, преимущественно, за счет других агентов социализации;

-          культура семьи предполагает взаимосвязь духовных и витальных ценностей, при этом усвоение ценностей культуры в семье служит способом сохранения природных фамильных ценностей (биологическое наследование).

Поэтому укрепление связи между двумя этими ценностными конфигурациями является необходимым условием прекращения депопуляции в современной России.


Возврат в  Заказать эту работу