pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Внеклассные занятия по естествознанию как средство экологического воспитания младших школьников


Оглавление к теме «Внеклассные занятия по естествознанию как     средство экологического воспитания младших школьников»

 

Содержание

 

Ведение…………………………………………………………………………….3

Глава         I.Экологическое воспитание на внеклассных  занятиях ...…………..….6

1.1.Развитие взглядов на проблему экологического воспитания……………...6

1.2.Сущность экологического воспитания в начальной школе………………..9

1.3.Внеклассная работа: цели  и  задачи,  содержание,  и  педагогические  требования к ее организации……………………………………………………13

1.4. Организация,   формы   и   виды  внеклассных    занятий  по                       естествознанию……………………………………………………………….... 17

Глава II.Разработка внеклассных занятий по естествознанию во 2 классе как средство экологического воспитания младших школьников...………………30

2.1.Возрастные особенности младших школьников…………………………..30

2.2.Программа внеклассных занятий по экологическому воспитанию…...…34

2.3.Диагностика и анализ результатов опытной работы……………………...39

Заключение………………………………………………………………………45

Список литературы………………………………………………………………47

Приложение……………………………………………………………………...50

Приложение 1. Сравнение результатов входящей и итоговой диагностики...50

Приложение 2.Разработки внеклассных занятий……………………………..54

Приложение 3.Родительское собрание………………………………………..73

Приложение 4.Словарь…………………………………………………………77

 


Введение 

 

 

         Современный мир переживает чрезвычайный трудный этап своего развития. Технократическая цивилизация вошла в противоречие с законами природы: потребляя, человечество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. «Биосфера в опасности!» - так  оценили ситуацию участники 8-ой Московская конференции по проблемам окружающей среды, которая состоялась  через 10 лет после первой Международной  конференции проходившей в Рио- де –Жанейро 1992 году, вскоре после Московской в Иоганос-Бурге была проведена Международная конференция на тему: «Экологическое образование «Рио + 10» .

Осознание первопричины такого состояния окружающей среды подвело специалистов разных областей знаний к заключению о том, что экологический кризис по сути своей носит мировоззренческий, духовно-нравственный  характер. Это означает, что, и выход из него следует связывать, прежде всего, с искоренением у современной молодежи представлений о безмерных богатствах природы и о человеке как ее покорителе, под влиянием которых у них формируется восприятие природы лишь как утилитарной ценности. Сегодня, важно донести до сознания воспитанников, что каждый человек связан с природой незримой нитью, и находится  в полной зависимости от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее гармонии, ритму, симметрии, целесообразности и т. п., чтобы они понимали: мы все- существа природообязанные. Окружающий мир для людей - объект постоянной заботы, и за его благополучие каждый несет персональную ответственность.

В развитии у учащихся культуры взаимоотношений с окружающим миром, основанных на экологических императивах, заглавная роль принадлежит воспитанию, которое, оказывая поддержку личности в ее духовно- нравственном строительстве и помощь в гармонизации отношений с окружающим миром, во многом определяет перспективы социокультурного развития

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

Психологи отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону ¾ восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, деловую готовность ¾ возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллектуальную готовность ¾ определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания - отношения - поведение».

При этом более актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.

Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др.

Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания.

Характеристику средств, форм и методов экологического находим в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова.

Психолого-педагогическое обоснование нашей проблемы отражено в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.П. Сидельковского, П.М. Якобсона и других.

Методические основы формирования экологического воспитания школьников разработаны в трудах академика Н.Н. Моисеева. По его мнению- «Экологическое воспитание – относительно новое направление научного познания в педагогике. Оно востребовано изменением качества жизни людей и необходимостью обучать подрастающее поколение формам культурной коммуникацией с окружающей средой, базирующимся на принципе согласования действий и поведения человека с состоянием природы».

Однако, несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся начальных классов, использование возможностей внеклассной работы являются недостаточно разработанной. Поэтому мы поставили своей целью разработку и апробирование программы внеклассных занятий по экологическому воспитанию  младших школьников.

Объект исследования: процесс экологического воспитания на внеклассных занятиях в начальной школе.

Предмет исследования: внеклассные занятия по естествознанию у младших школьников.

Исходя, из цели нашей работы мы поставили следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
  2. Рассмотреть теоретические основы экологического воспитания и внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
  3. Разработать, апробировать и проанализировать внеклассные занятия по естествознанию экологической направленности с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию школьников может повысить уровень экологических знаний .

Исследование проводилось в 2 этапа:

2002-03 учебный год. Определение проблемы, гипотезы, изучение литературы.

2003-04 учебный год. Разработка программы внеклассных занятий для младших школьников.

Базой исследования являлась МОУ СОШ №38 г. Иркутска,2бкласс.

Нами были применены следующие методы исследования:

  1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, передового педагогического опыта учителей  по изучаемой проблеме, моделирование. 
  2. Эмпирические: анкетирование в сочетание с методом интервью, наблюдение, анализ результатов опытно-педагогической работы. 

Возврат в  Заказать эту работу