pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Организация процесса обучения детей младшего школьного возраста с учетом их ведущей перцептивной системы


 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………….2

Глава l Теоретическое рассмотрение проблемы организации процесса обучения  и модальностей восприятия в психолого -педагогической литературе…….6

1.1           Структура процесса обучения …………………………….6

1.2           Характеристика модальностей восприятия ……………..14

1.3 Описание  поведенческих реакций и переработки хранения информации младших школьников с разными ведущими модальностями…………………………………………………..28

Выводы ………...………………………………………………..31

Глава   ll  Анализ учета ведущих модальностей восприятия младших школьников в процессе обучения………………..33

2.1 Методика проведения констатирующего этапа……………33

2.2 Апробация приемов обучения младшего школьного возраста с учетом ведущих модальностей восприятия………..43

2.3 Сравнительный анализ результатов эксперимента……..…50

Выводы…………………………………………………………..55

Заключение……………………………………………………...56 Литература………………………………………………………58

Приложение……………………………………………………..60

 

 

 

 

 

Введение 

Человек живет в  мире предметов и явлений природы, среди людей с которыми он повседневно встречается и общается. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, люди должны воспринимать каждый отдельный предмет и ситуацию в целом, целый комплекс каких-то предметов, связанных друг с другом. Каждый человек воспринимает мир по своим доминирующим модальностям.    

В процессе обучения у многих детей возникают проблемы в неуспеваемости. Существующие психологические методы диагностики, не дают ясного ответа на возникший  вопрос: «В чем  причина проблемы?»

Современные тестовые методики лишь констатируют факт нарушения того или иного психологического процесса. В большинстве случаев психолог выявляет у ученика, к примеру, низкий уровень обобщения или неумение устанавливать причинно-следственные связи. Но в чем причина его неспособности это сделать, как это соотносится с тем, что ему не дается математика или русский язык, ни психолог, ни учитель в большинстве случаев сказать не могут.

Многие школьные психологи сталкивались  с тем, что есть ученики, показывающие хорошие результаты по всем тестам, в том числе и по тестам обучаемости, но с учебой имеющие серьезные проблемы, несмотря на достаточную мотивацию и старательность. В чем  заключается причина этого.

На этот и на другие вопросы отвечает нейролингвистическое программирование. Использование подходов НЛП в диагностике и коррекции трудностей в обучении позволяет сделать вывод, что как минимум у 70 процентов детей, испытывающих трудности в обучении, они связаны, в первую очередь, с несоответствием их модального типа методам обучения.

Учитывая нейролингвистические особенности детей, учителю важно излагать материал на доступном детям языке с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание. Для этого учителю необходимо научиться варьировать изложение материала во всех трех модальностей. Это не только помогает опираться на развитую модальность ребенка, но научит использовать менее развитые модальности в процессе обучения. Любая информация, идущая через нервную систему учеников, должна предварительно транслироваться в ведущую единственную модальность памяти, понимания. Когда инструкция (информация) совпадает, с ведущей модальностью, ученики справляются прекрасно и хорошо запоминают эту часть урока. Когда учитель переключается с ведущей модальности <транслятора> на другую, ученик вынужден транслировать информацию обратно в свою модальность. Такая трансляция требует временного отключения от реальности (ученик в это время не слышит учителя). В результате у ученика появляется серия пробелов в информации, что выявляется чаще всего при повторении и на контрольных работах.   

         Бандурка Т.Н. под модальностью восприятия понимает способ приема и переработки информации, который регулирует действия и деятельность. Модальность восприятия базируется на сочетании сенсорных модальностей при доминировании одной или нескольких из них и создает образ предмета или явления, обозначенный вербально.

         Под процессом обучения Харламов И.Ф. понимает целенаправленный процесс организации и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями умениями и навыками, развитию творческих потребностей, мировоззрению и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Успешность процесса обучения зависит от полноты и правильности учебного восприятия. Восприятие является первой ступенью в усвоении изучаемого материала.

         Авторы Бэндлер Р., Гобова Е.С., Павлова М.А. Бандурка Т.Н.,  Столяренко Л.Д. Ковалев С. В.  выделяют три основные модальности восприятия младших школьников, для которых характерны свои особенности восприятия и сохранении информации. И для активизации индивидуального процесса обучения преподавателю необходимо учитывать тот канал восприятия, который характерен каждому из учащихся, на каждом этапе урока, который формирует наиболее оптимизированный стиль учения и совершенствует восприятия учебного материала.

         В настоящее время в школьной практике является проблемой организация процесса обучения младшего школьного возраста с учетом ведущей перцептивной системы это обуславливает актуальность нашей темы.

Исследуя данную проблему, мы ставим перед собой следующую цель: проанализировать эффективность разработанных приемов организации обучения младших школьников с учетом их ведущей перцептивной системы. Данная цель определила постановку следующих задач:

  1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
  2. Проанализировать структуру обучения.
  3. Проанализировать существующие модальности восприятия, особенности поведения людей.
  4. Обобщить диагностические методики ведущих каналов восприятия.
  5. Разработать и систематизировать приемы организации процесса обучения с  учетом ведущей перцептивной системой.

 

Объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников.

Предметом является учет ведущей перцептивной системы в процессе организации  обучения младших школьников.

Гипотеза: если в процессе обучения применять разработанные нами приемы, учитывающие ведущие модальности восприятия младших школьников, то успеваемость учащихся повысится.

Методы исследования:

  1. теоретические - теоретический анализ дидактической, психологической, психолого-педагогической, литературы по проблеме  исследований;
  2. эмпирические  – педагогическое наблюдение за деятельностью учителей, учащихся в учебном процессе и на перемене; психолого-педагогический эксперимент; тестирование, наблюдение; качественный, количественный анализ результатов исследования.  

Практическая значимость заключается в возможности использования разработанных приемов обучения школьников при организации урока учителями и студентами при прохождении практики.

         Структуру работы составляют:

введение;

-глава 1. Теоретическое рассмотрение проблемы организации процесса обучения и модальностей восприятия в психолого-педагогической литературе;

-глава 2. Анализ учета ведущих модальностей восприятия младших школьников в процессе обучения;

-заключение;

-литература;

-приложение.


Возврат в  Заказать эту работу