pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Продуктивные приемы работы над задачей как средство развития логического мышления


Введение

 Глава 1. Психолого-педагогические особенности процесса развития

логического мышления в младшем школьном возрасте

 

1.1. Мышление как психический процесс, его виды.

1.2. Мыслительные операции.      

1.3. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста.

Глава 2. Развитие логического мышления младших школьников

через использование продуктивных приёмов обучения решению

  задач на уроках математики.

 

 2.1 Продуктивные приёмы при работе над задачей и их   

 возможности для развития логического мышления.

2.3. Анализ учебников математики начальной школы.

Выводы по  главе 2

Глава 3. Методика организации и проведения опытной работы

по изучению эффективности использования продуктивных

приемов при работе над задачей для развития логического

мышления детей младшего школьного возраста

 

3.1. Задачи практического исследования и результаты

констатирующего этапа исследования

3.2. Продуктивные приемы при работе над задачей для развития

          логического мышления (формирующий этап исследования)

3.4. Методика организации контрольного этапа исследования

Выводы по главе 3.

Заключение

Список использованной литературы:

 

Введение

Формирование логического мышления – важная составная часть педа-гогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Математика дает реальные предпосылки для осуществления данного процесса. Задача учителя – использовать эти возможности при обучении математике в более полном объеме. Однако конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированны при изучении данного предмета, нет. В результате работа над развитием логического мышления идет без знания необходимых приемов, их содержания и последовательности формирования.

Обучение решению задач и развитие рассматриваемого нами вида мышления неразрывно связаны. Основная задача, которая решается в процессе обучения решению задач – формирование знаний о задачах, мето-дах, способах и приемах их решения. «Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, управлять мышлением, строго следо-вать законам логики», – указывал психолог П.Симонов [31, 267].

В результате решения учебных задач у детей формируются такие прие-мы логического мышления, как анализ, синтез, сравнение, выделение общего и различного, обобщение. Мышление учащихся становится более програм-мируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно превращается в словесно-логическое. У детей повышается умение анализировать, сравни-вать, обобщать и применять знания в нестандартных ситуациях.

Таким образом, проблема развития логического мышления через про-дуктивные приемы работы над задачей на уроках математики является в настоящий момент актуальной. Опираясь на данную проблему, была сформу-лирована тема нашего исследования: «Продуктивные приемы работы над задачей как средство развития логического мышления»

Цель опытной работы – показать эффективность использования про-дуктивных приемов при работе над задачей в начальной школе для развития логического мышления.

Объектом исследования является процесс развития логического мышления младших школьников на уроке математики.

Предмет этого исследования – использование продуктивных приемов в процессе обучения младших школьников решению задач для развития логи-ческого мышления.

Нами была сформулирована гипотеза исследования: если использовать продуктивные приемы при работе над задачей на уроках математики, то у учащихся начальных классов повысится уровень развития логического мыш-ления.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследова-ния были намечены следующие задачи:

  1. Изучить вопрос развития логического мышления у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической и методической литературе;
  2. Рассмотреть сущность использования продуктивных приемов при работе над задачей, выявить их возможности для развития логи-ческого мышления;
  3. Проанализировать учебно-методическое обеспечение математичес-кого обучения в целях развития логического мышления;
  4. Разработать рекомендации и учебные задания по развитию логичес-кого мышления младших школьников;
  5. Провести практическое исследование в ходе педагогической практи-ки, проанализировать результаты констатирующего и контрольного этапа исследования, сделать их сравнительный анализ.

В ходе исследования использовались следующие методы:

  1. Теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме, моделирование;
  2. Эмпирические: наблюдение, анализ работ учащихся, разработка системы упражнений для развития логического мышления при решении арифметических задач.

Теоретической и  методологической основой исследования по рассматриваемой нами проблеме являются труды Ж.Пиаже, Р.С.Немова, А.В.Петровского, С.А.Рубинштейна, Н.Б.Истоминой, Л.Г.Петерсон, М.А.Бантовой.

         База исследования: г.Иркутск, МОУ СОШ № 14, 1 «В» класс. 


Возврат в  Заказать эту работу