pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Сказкотерапия как способ коррекции страхов у детей младшего школьного возраста


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

 

ГЛАВА 1 .ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СТРАХОВ  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………..7

 

1.1.  Сущность понятия страх………............................................................ 7

1.2.  Причины страхов у детей младшего школьного возраста................... 13

1.3. Сказкотерапия как способ коррекции страхов детей младшего

школьного возраста………………………..……………………………………18

 

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ  У МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………... 28

 

2.1.  Программа  исследования………………………………………………...……28

2.2.         Результаты исследования по определению эффективности сказкотерапии

на коррекцию страхов младших школьников………………………………….31

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..46

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………..……………………………………….49

 

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………...52

 

 


ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность данной темы  не вызыва­ет сомнения. Интерес педагогов и психологов к психическому развитию детей  младшего школьного возраста далеко не случаен, так как данный возраст являются периодом наиболее интен­сивного и нравственного развития. От того, в каких условиях развитие  будет проте­кать, во многом зависит будущее ребенка. Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию страха.

Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития. Более того, в отдельные пе­риоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. В младшем школьном возрасте, по опреде­лению ведущих психологов Л.И.Божович, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, [3,5,17] формируются характерологические особенности личности, и возникают первые представления о себе самом и отношениях с окружающими людьми.

Возрастные особенности психики формируются и развиваются в самом процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром. Это говорит о том, как важно обеспечить своевременное формирование тех или иных психоло­гических качеств.

Личностные качества проявляются у школьника в зависимости от ценностных ориентации общества, в котором он находится. В педагогических и психологических исследованиях установлена зависимость эмоционального са­мочувствия ребенка от отношения к нему окружающих сверстников.

Неумение строить желаемые отношения с окружающими людьми в раз­личных ситуациях способствует возникновению страха у ребенка (З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, Г.Салливан, Э.Эриксон) [1,14,37].

         Впервые   выделил и   акцентировал состояние страха и тревоги известный австрийский психоаналитик З.Фрейд. Он охарактеризовал тревогу как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности, а страх - как состояние аффекта. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины. Это состояние преследует многих детей, и не все с ним справляются. У многих страхи перерастают в фобии. Как указывал Зигмунд Фрейд: «Основная проблема человеческого существования заключается в том, чтобы справится со страхом и тревогой, которые возникают в самых разных ситуаци­ях» [37] .

Психологи заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением страха у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень страха активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь страх - фактор мобилизации внима­ния, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень страха превышает этот оптимальный предел, то он охватывает ребенка, и тот не может с ним самостоятельно справиться. Стремясь из­бежать неуспеха, он устраняется от деятельности, все это усиливает страх не­удачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой [7,9].

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошко­льного, младшего школьного и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с проблемами страха, принятием своих чувств и т.д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Объектом исследования в нашей работе выступают страхи детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - организация занятий по сказкотерапии как способу  коррекции страхов де­тей младшего школьного возраста.

Цель исследования:   определить  условия и  эффективность  влияния сказ­котерапии как способа коррекции страхов детей младшего школь­ного возраста.

Исходя из  цели  исследования ставим сле­дующие задачи:

       1. Изучить теоретические подходы к проблеме страхов у детей младшего школьного возраста.

  1. Выявить причины формирования и развития страхов детей младшего
    школьного возраста.
  2. Изучить сущность сказкотерапии как способа коррекции.

        4. Исследовать условия эффективности применения сказкотерапии для коррекции страхов в младшем школьном возрасте.

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:

1. Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме
исследования.)

  1. Эмпирические (наблюдение за проявлением страхов в поведения детей, качественный и количественный анализ результатов исследования, беседа.)

Гипотеза исследования: Мы считаем, что соблюдение определенных условий организации занятий по сказкотерапии является эффективной при коррекции страхов младших школьников.

Практическая значимость нашей работы заключается в использовании данного материала как в нашей дальнейшей профессиональной деятельности, так и в деятельности практических психологов.

Методологической основой исследования явились основные теоретиче­ские положения отечественных психологов, сформулированные в трудах: Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой, А.И. Захарова, М.В. Осориной, A.M. Прихожан, Кэр­ролла Э. Изарда, Н.А. Кряжевой, А.Я. Шамес и др. [10,9,23,28,15,13].

Организация исследования проводилась в  школе №80 г. Иркутска. В исследовании принима­ли участие ученики 1 "д" класса.


Возврат в  Заказать эту работу