pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Стиль родительского воспитания как фактор развития мировоззрения детей дошкольного возраста


Содержание

 

Введение………………………………………………………………..………..3

 

Глава 1. Теоретические основы психологии мировоззрения…….....…....6

 

1.1 Проблемы мировоззрения в психологии……………………….………......6

1.2 Развитие мировоззрения в онтогенезе………………………….…….....…12

1.3  Факторы, влияющие на развитие мировоззрения детей дошкольного возраста……………………………………………………………………......…16

 

Вывод по 1 главе...…………………………………………………………..…22

 

Глава 2. Зависимость мировоззрения детей дошкольного возраста от стиля родительского воспитания………….……………….………..…...…23

 

2.1 Семейное воспитание как психолого-педагогическая категория………………………………………………………………..…....…..23

2.2 Типы семейного воспитания………………….……………………...….….27

2.3 Влияние стилей семейного воспитания на развитие мировоззрения как характеристики личности ребенка……….…………………………….….........34

 

Выводы по 2 главе…………………….…………………………….......….….38

 

Глава 3. Исследование зависимости развития мировоззрения

 детей дошкольного возраста от стилевых особенностей

 родительского воспитания ………………………..……………..……..……39 

3.1 Программа исследования…………………………………….…..…….……39

3.2 Результаты исследования зависимости развития мировоззрения

 детей дошкольного возраста от стилевых особенностей

родительского воспитания………………………………………….…........…...42 

3.2.1 Анализ полученных результатов первого этапа исследования…………42

3.2.2 Описание формирующего эксперимента ……………………………......60

3.2.3 Сопоставительный анализ результатов первого и третьего

этапов исследования……………………………………………………………..63

Выводы по 3 главе………………………………………………………….......67 

 

Заключение………………………………………………………………….......68

 

Список литературы …………………………………………………………....70 

 

Приложение……………………………………………………………………..72

 

Введение

Исследование проблемы развития мировоззрения личности является актуальной и востребованной. В современном обществе большую ценность приобретают не только научные, но и нравственные, эстетические, религиозные аспекты мировоззрения. Формирование мировоззрения, как наиболее важного качества гармоничной личности, - конечная цель современного образования. Вместе с тем можно констатировать мировоззренческий хаос. В настоящее время единая линия государства и общества по отношению к формированию мировоззрения у детей распалась, а система взглядов и отношений к окружающему миру у детей формируется чаще всего стихийно. Вместе с тем, в последнее время в обществе стал востребован человек, имеющий собственные позиции, взгляды, убеждения, умеющий их отстаивать, активно формирующий свое мировоззренческое пространство. Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием противоречия между возрастающим интересом к самоценности, самопредъявлению личности в обществе, уважением к позициям отдельной личности, с одной стороны, и с другой стороны – недостаточной развитостью теоретических представлений о процессе развития мировоззрения личности и в частности тех условий, которые являются первичными, закладывающими основы мировоззрения ребенка.

       Это свидетельствует о высокой значимости проблемы развития мировоззрения у детей. Изучением различных аспектов формирования мировоззрения занимаются и психологи, и философы, и педагоги. Д.Б. Эльконин рассматривает образ «миродействия» ребенка, как предпосылку мировоззрения, определяющий его специфику в дошкольном возрасте [15]. Он показал, что действия ребенка, выражающие его отношения к миру, чаще всего осуществляется либо вместе с родителями, либо через них. На развитие мировоззрения  влияют и родители, и взрослые, и друзья. И можно предположить, что образ жизни родителей, философия жизни семьи, характер общения в семье, стиль родительского воспитания оказывает существенное влияния на специфику предпосылок мировоззрения ребенка дошкольного возраста. Отсюда, четко обозначается проблема развития предпосылок мировоззрения ребенка в семейном воспитании. Данная проблема и определяет тему нашего исследования «Стиль родительского воспитания как фактор развития мировоззрения детей дошкольного возраста».

Объектом исследования выступает процесс развития  предпосылок мировоззрения детей дошкольного возраста.

 Предмет исследования: влияния стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения детей дошкольного возраста.

Цель исследования заключается в изучении и  обосновании условий, при которых воспитательная деятельность родителей обогатит процесс развития предпосылок мировоззрения детей дошкольного возраста.

Проблема, предмет и цель исследования определяют его задачи:

  1. Теоретически обосновать сущность, особенности развития мировоззрения детей дошкольного возраста.
  2. Дать теоретико-методологическое обоснование и раскрыть особенности развития мировоззрения детей дошкольного возраста в зависимости от стиля родительского воспитания.
  3. Исследовать зависимость развития мировоззрения детей дошкольного возраста от стилевых особенностей родительского воспитания.
  4. Определить оптимальный стиль родительского воспитания, создающий условия для развития у ребёнка образа созидательного обустройства мира.

         Гипотеза исследования: Если стиль родительского воспитания будет сбалансированным по степени опеки, по степени требовательности, по степени удовлетворения потребностей ребёнка, то это явится существенным условием развития у ребёнка такого образа «миродействия», который можно описать как образ созидательного обустройства мира.

Теоретико-методологическими основаниями исследования являются психологические теории мировоззрения (Л.С. Выготский, Э. Эриксон, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.); теории семейного воспитания (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, И.С. Якиманская и др.). Обзор основных аспектов темы показывает, что в ряде работ исследуются воспитательные функции семьи, социально- педагогические условия воспитания детей в семье, к числу которых авторы относят эмоциональную насыщенность межличностных отношений членов семьи, необходимость повышения педагогической компетенции родителей (Г.Г. Григорьева, С.В. Ковалев и др.)

          База исследования: г. Иркутск, Детское дошкольное образовательное учреждение № 131.

Методами исследования являются:

- Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);

- Эмпирические (наблюдения, опрос, беседа, проективные методики).

В дипломной  работе рассматриваются понятия:

– «мировоззрение», которое  М.В. Зиновьева  определяет как систему взглядов, понятий и представлений об окружающем мире [15];

 – «миродействие», согласно Л.В.Выготскому оно определяется как способ выражения ребенком своего отношения к окружающему миру [10];

– «стиль семейного воспитания», который мы вслед  за Е.А. Костициной рассматриваем как тип воспитания, направленный на психическое развитие ребенка, формирование его характера и личности [19].

Дипломная работа состоит из 3-х глав, заключения, списка  литературы и приложения.

В первых двух главах «Теоретические основы психологии мировоззрения» и «Зависимость мировоззрения детей дошкольного возраста от стиля родительского воспитания» представлен аналитический обзор научных подходов к определению категорий и понятий, составляющих теоретическую основу исследования: мировоззрения детей дошкольного возраста, особенностей стиля родительского воспитания, теоретически обоснована возможность влияния стиля родительского воспитания на развитие мировоззрения детей дошкольного возраста. В практической части исследования зависимости развития мировоззрения детей дошкольного возраста от стилевых особенностей родительского воспитания определены цель, этапы и задачи реализации каждого этапа исследования. Дан анализ результатов исследования образа «миродействия» детей дошкольного возраста, стиля семейного воспитания. Определены условия, при которых воспитательная деятельность родителей обеспечит качественные показатели развития предпосылок мировоззрения детей дошкольного возраста.

        Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы на родительских собраниях, педагогических советах, в деятельности педагога-психолога.


Возврат в  Заказать эту работу