pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Устранение дисграфии и дислексии как фактора дезадаптации младших школьников


Введение

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения дислексии и дисграфии как фактора дезадаптации младших школьников.

1.1.         Школьная дезадаптация как педагогическое явление.

1.2.         Дисграфия и дислексия как самостоятельные нарушения.

1.3.         Классификация дисграфии и дислексии и направления коррекционной работы.

Выводы

Глава 2. Исследование дезадаптации и нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста.

2.1. Выявление детей с дезадаптацией и нарушениями письменной речи.

2.2. Коррекционная работа по устранению нарушений письменной речи и анализ результатов контрольного эксперимента.

Выводы

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 

Введение

Актуальность.

Переход ребенка в школу является переходным моментом его социализации. Совпадая по времени с возрастным кризисом развития, оно несет с собой серьезные испытания его адаптационных возможностей. Одни дети это испытание выдерживают вполне успешно. Для других новая социальная ситуация их развития становится ситуацией риска. Внешняя школьная среда, воспитание и обучение в своих влияниях на адаптацию ребенка опосредуются внутренними условиями, уже сложившимися к моменту поступления в школу. Поэтому, с целью определения адекватных для ребенка школьного режима, формы обучения, дидактической нагрузки в целом чрезвычайно важно знать и учитывать эти внутренние условия, грамотно оценивать адаптационные возможности ребенка на этапе его поступления в школу. Проблему плохой адаптации в младшем школьном возрасте раскрывали такие авторы как: Андропова М.В., Громбах С.М., Каган В.Е., Кумарина Г.Ф., Хрипкова А.Г. и др.

Также не исключается то, что причиной дезадаптации ребенка младших классов могут служить стойкие нарушения письма и чтения, так как школьная жизнь целиком подчинена овладению знаниями, обучению. Она значительно более строго регламентирована и протекает по своим, отличительным от предыдущей жизни ребенка правилам. Чтобы успешно освоиться в новой жизни, ребенок должен быть достаточно зрелым в личном аспекте; он должен иметь определенный уровень подготовки к школе.

Индивидуально-типологические различия между детьми, обусловленные разной степенью развития значимых для адаптации сторон их индивидуальности, разным состоянием здоровья, они появляются уже с первых дней пребывания в школе, поэтому так необходима ранняя диагностика и коррекция возможных  нарушений, особенно таких, как нарушение письма и чтения.

Проблема нарушения письма и чтения у младших школьников является одной из самых актуальных, поскольку письмо и чтение из предмета начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся. На начальных же этапах такие нарушения ведут к снижению уровня обучаемости.

Такие дети отстают от сверстников по типу деятельности, что действует угнетающе на мотивационную сферу детей. Сам факт отставания от сверстников все более осознается под влиянием преобладающей отрицательной оценочной стимуляции и по мере накопления учебных неудач. Одноклассники очень скоро начинают относиться к таким детям пренебрежительно: с ними не хотят дружить, сидеть за одной партой, их никогда не выбирают звеньевыми, командирами. При этом у детей неизбежно усиливается чувство внутреннего дискомфорта, неполноценности, ущербности. Последствия этих изменений в личности детей оказываются чрезвычайно неблагоприятными для их социального развития, учения и здоровья, что служит фактором дезадаптации детей младшего школьного возраста.

Необходимо отметить резкое увеличение распространенности нарушения письменной речи у детей за несколько последних десятилетий. Если согласно данным профессора М.Е. Хватцева, относящимся к 60-м годам XX века, число учащихся с дисграфией в массовых школах Ленинграда составляло 6 %, то теперь даже к концу третьего года обучения, несмотря на проводимую с детьми логопедическую работу, начиная с первого класса, эта цифра достигает 37 %. И это индивидуально, учитывая теперешний безудержный рост самых разнообразных патогенных факторов.

При поступлении в школу ребенок должен обладать определенным уровнем развития познавательных процессов, соответствующим готовности ребенка к школе.

Специфические ошибки письма, т. е. ошибки, не связанные с применением грамматических правил, при отсутствии логопедического воздействия сохраняются в письме школьников и в последующие годы обучения, хотя и в несколько измененном виде, так как дисграфия к тому времени осложняется дезорфографией. Поэтому важно раннее выявление и устранение дисграфии. Многолетняя практика показывает, что ребенка с нарушениями речи при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи очень актуальны.

Основной задачей диагностической и коррекционной работы с детьми младших классов является своевременное выявление и преодоление расстройств письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, что ведет к их дезадаптации, как с первых шагов учебы, так и на последующие этапы обучения.

Цель данного исследования – выявить эффективность разработанной коррекционной программы по устранению нарушений письменной речи.

Задачи:

  1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
  2. Выявление дезадаптации младших школьников и определение уровня дезадаптации.
  3. Выявление нарушений письменной речи у детей с дезадаптацией.
  4. Составление и апробация программы коррекционной работы по устранению нарушений письменной речи.
  5. Составление рекомендаций учителям и родителям.

Объектом исследования является дезадаптация младших школьников.

Предмет – устранение нарушений письменной речи младших школьников как фактора дезадаптации.

Гипотеза исследования: целенаправленное устранение дисграфии и дислексии будет способствовать снижению уровня дезадаптации у младших школьников.

 

Методы исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
  2. Беседа с учителем.
  3. Психолого-педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе.
  4. Анализ письменных работ учащихся.
  5. Опросники.
  6. Статистическая обработка данных.

Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной программы в работах психологов, учителей, родителей.

Структура: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Методологическая основа. При разрешении выдвинутой проблемы мы опирались на научные положения, рассмотренные и обоснованные психологами: И.Н. Садовниковой, Л.Г. Парамоновой, Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Л.Г. Хрипковой, М.В. Громбах, Г.Ф. Кумариной и др.

База исследования. Исследование проводилось в Базовой школе № 70, в течение 2003 – 2004 учебного года во 2 «Б» классе.


Возврат в  Заказать эту работу