pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках истории


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение.................................................................................................... 3

 

Глава I.Теоретические основы формирования познавательного

интереса в учебной деятельности...........................................

1.1.          История вопроса...............................................................................

1.2.          Психолого-педагогические основы формирования познавательного

           интереса...........................................................................................

 

Глава II. Методика формирования познавательного интереса

учащихся на уроках истории.................................................

2.1.Основные методы формирования познавательного интереса

       учащихся в исторической дисциплине...............................................

2.2. Диагностика познавательных интересов школьников........................

 

Заключение...............................................................................................

 

Список используемой литературы........................................................


ВВЕДЕНИЕ

 

         Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения основам наук занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения данной проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника и, одновременно, основным средством ее повышения. Под влиянием интереса активизируются когнитивные процессы (восприятие, мышление, актуализация и т.д.). Наличие познавательного интереса у школьников способствует росту их активности на уроках и формированию положительного  эмоционального фона процесса обучения.

         Недостаточная развитость познавательного интереса и, как следствие, несформированность мотивации, ведут к тому, что познавательная деятельность воспринимается школьниками как неприятная обязанность, порождающая отрицательные эмоции и общее негативное отношение к учебному процессу. В таких случаях учитель основные усилия и время затрачивает на привлечение внимания учащихся, поддержание порядка в классе. В результате план урока, как правило, не выполняется, и самим уроком не удовлетворены не учащиеся, ни педагог. Необходимо отметить, что длительная, в течение ряда лет учеба без сформированного интереса, основанная исключительно на прямом или косвенном принуждении, может оказаться губительной для психики ребенка. Постоянное использование волевых начал и несформированность мотивации сферы могут привести к возникновению психотравмирующих ситуаций, являющихся причинами заболевания неврозами.

         Значительное внимание проблеме формирования познавательного интереса у школьников уделяется в частных методиках. Для учителя предметника особое значение имеют работы посвященные развитию интереса школьника к конкретным учебным дисциплинам.  В настоящее время разработаны технологии развития интересов практически по всем предметам, входящим в учебный план средней школы. Технология развития интереса к истории проходит через работы Г.И. Гончаровой, П.В. Горы, Л.А. Киршнера [10; 16] и др.

         Таким образом, систематическое и целенаправленное формирование познавательного интереса у школьников должно стать одним из главных и обязательных направлений в профессионально-педагогической деятельности, для чего учителю необходимо овладеть теоретическими основами проблемы и быть методически подготовленным  к ее практическому решению с разной категорией учащихся. Подтверждением данной профессиональной позиции являются слова Л.С. Выготского «Прежде чем начать развитие, мы должны выяснить, что развивается» [9, с.14]

         Цель работы – выявить теоретические характеристики познавательного интереса как педагогического явления, обосновать методические пути его формирования в условиях учебной деятельности.

         Задачи:

  1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
  2. Составить диагностическую программу, направленную на выявление уровня сформированности познавательного интереса учащихся.
  3. Обосновать различные  методические пути формирования познавательного интереса на уроках истории.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; обобщение; систематизация.


Возврат в  Заказать эту работу