pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Формирование психологической готовности к школьному обучению у детей с разной межполушарной асимметрией мозга


                                      Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования психологической готовности к обучению в школе у детей  с разной межполушарной асимметрией мозга

I.1. Сущностная характеристика понятия «готовность

        к обучению в школе»

I.2. Психолого-педагогические условия формирования психологической готовности к обучению в школе

I.3. Межполушарная асимметрия и ее влияние на познавательную

     сферу ребенка

Выводы по первой главе

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию  психологической готовности у детей с разной межполушарной асимметрией мозга

II.1. Характеристика исходного уровня психологической готовности у детей с разной межполушарной асимметрией мозга

II.2. Особенности формирующего этапа эксперимента по      формированию психологической готовности детей

 II.3. Динамика психологической готовности у детей экспериментальной и контрольной групп

Выводы по второй главе

     Заключение

Литература

Приложение

 3

 

 

 

 

6

 

 

 

 

18

 

 

 

23

 

34

 

 

 

36

 

 

 

 

 

  49

 

 

52

 

55

56

58

62

 

 

 

 

 

                 

                              Введение

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Однако для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми, в противном случае дошкольная линия развития тормозится, а школьная не может полноценно начаться. Неготовность ребенка к школе обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьных неврозах и повышенной школьной тревожности. Иногда эти явления смягчаются  к концу второго года обучения, но часто сохраняются и   надолго закрепляются [1, c 12].

 Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов развития в период дошкольного детства. Изучение проблемы взаимосвязи психологической готовности к обучению в школе и типа межполушарной асимметрии мозга важно для разрешения вопросов возникающих в педагогической практике, связанных   с необходимостью формирования оптимального уровня психологической готовности, предпосылки к успешному вхождению ребенка в процесс обучения при поступлении в первый класс.

   В психолого-педагогической литературе отмечается, что сформированность высших психических функций обеспечивается функциональной зрелостью мозговых структур и функциональных систем. К центральным психофизиологическим особенностям ребенка относится функциональную асимметрию головного мозга. В литературе последних лет, в частности по детской психологии и физиологии, большое внимание уделяется сравнению правшей и левшей.

  Цель дипломной работы состоит в изучении особенностей психологической готовности к обучению в школе и путей ее формирования у детей с разной межполушарной асимметрией головного мозга.

Объект исследования - психологическая готовность детей к школьному обучению.

Предмет исследования - особенности формирования  психологической готовности у детей с различной межполушарной асимметрией головного мозга.

Теоретический анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу: дети шестилетнего возраста с различной межполушарной асимметрией мозга различаются по уровню развития психологической готовности их к школьному обучению, учет межполушарной асимметрии мозга ребенка в процессе подготовки к школьному обучению обеспечит более высокий уровень развития психологической готовности.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования позволяют сформулировать следующие задачи:

1.  На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить
составляющие психологической готовности к обучению в школе и характерные их  особенности у детей с разной межполушарной асимметрией.

  1. Выделить подходы к организации деятельности, направленной на формирование психологической готовности.
  2. Изучить особенности психологической готовности у детей с разной межполушарной асимметрией головного мозга.
  3. Разработать и апробировать программу занятий, направленных на формирование психологической готовности к обучению в школе  детей с разной межполушарной асимметрией.
  4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

  Методологической основой исследования являются теории личности, разработанные   в  отечественной  психологии  Л.И.Божович, А.Н.Леонтьевым, А.В.Петровским, В.А.Петровским, С.Л.Рубинштейном; подходы к формированию психологической готовности к школьному обучению, основанные на трудах Л.И. Божович,  Л.С. Выготского, Л.И.Лисиной. Учитывались также положения гуманистических теорий личности К.Роджерса и А.Маслоу. Были проанализированы исследования по межполушарной асимметрии мозга следующих ученых: Батуева А.С., Грибова Ю.А., Сперри Р., Хомской Е.Д. и др.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

- психолого–педагогический эксперимент;

- качественная и количественная обработка результатов исследования.

Практическая значимость дипломной работы заключается в разработке системы занятий для оптимизации психологической готовности к школьному обучению, составленной с учетом типов межполушарной асимметрии головного мозга у детей шестилетнего возраста.

 База исследования:   опытно-экспериментальная работа проводилось на базе муниципального детского сода № 83 г. Иркутска. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 15 детей в возрасте 5-6 лет.

Структура дипломной работы: введение, 2 главы, заключение и приложение. В работе представлено 1 рис. и  11 таблиц. Общий объем работы оставляет 60 с. машинописного текста.

 


Возврат в  Заказать эту работу