pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Формирование у младших школьников культуры труда в процессе выполнения практических работ на уроках технологии


Содержание

 

 

Введение..................................................................................................... 3

 

Глава I. Формирование у младших школьников организационных

умений......................................................................................................... 6 

 

1.1.          Понятие «умение» и «навык», классификация общеучебных

умений.......................................................................................................... 6

1.2.          Сущность понятия «умение учиться»............................................... 15

Выводы по I главе........................................................................................ 19

 

Глава II Формирование культуры труда на уроках технологии

(труда).......................................................................................................... 22

 

2.1. Понятие «культура труда».................................................................... 22

2.2. Роль кабинета трудового обучения в формировании у учащихся организационных умений.......................................................................................................... 31

Выводы по II главе...................................................................................... 40

 

Глава III. Результаты опытной работы, проведенной в период преддипломной практики..................................................................................................... 42

 

3.1. Контактирующий этап........................................................................... 42

3.2. Программа формирующего этапа......................................................... 45

3.3. Сравнительный анализ результатов опытной работы.......................... 56

Выводы по III главе..................................................................................... 60

 

Заключение................................................................................................ 61                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 

Список литературы................................................................................... 63

 

 

Введение

 

         Тема: Формирование у младших школьников культуры труда в процесса выполнения практических работ на уроках технологии (труда)

         Проблема формирования культуры труда сохраняет свою актуальность в настоящее время не только потому что составляет основу общей культуры личности, формирование которой актуально во все времена, но и потому что культура труда формирует у ребенка умения учиться и в большей степени учебно-организационного умения.

         В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме формирования общекультурных умений установлено, что среди существующего множества вариантов причин, порождающих неуспеваемость, всегда существует недостаточная сформированность общеучебных умений, затрудняющая дальнейшее продвижение в учении и еще более снижающая ее результативность.

         Исследования ученых Г.М. Сосниной, Д.И. Кузьминой, В.К. Бахир в школах показали, что главной причиной учебной недисциплинированности является не сформированность у младших школьников учебно-организационных умений.

         Интенсивное становление учебной деятельности приходится на младший школьный возраст, поэтому есть все основания считать, что формирование культуры труда и входящих в нее учебно-организационных умений должно осуществляться в процессе выполнения учащимися практических работ, в том числе и на уроках технологии (труда).

         Цель исследования – определить условия формирования организационных умений, разработать и апробировать систему практических работ по технологии направленных на формирование у учащихся культуры труда.

         Объект исследования – процесс трудового обучения.

         Предмет исследования – формирование у младших школьников культуры труда.

         Гипотезой является предположение о том, что успешность выполнения практических работ младшими школьниками на уроках технологии (труда) зависит от сформированности у них культуры труда.

         Для проверки гипотезы и достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Анализ специальной литературы по проблеме формирования у младших школьников культуры труда.
  2. Рассмотреть условия развития организационных умений.
  3. Разработать блок практических работ по технологии, направленных на формирование у младших школьников культуры труда.

         В исследовании применялись следующие методы:

  1. Теоретические – изучение и анализ теорико-методологической литературы
  2. Эмпирические – наблюдение; изучение и анализ продуктов деятельности учащихся.

         Методологическая основа. Осмысление социально-педагогического значения проблемы формирования общеучебных умений развертывалось постепенно. В школах накапливался опыт решения проблемы как средства совершенствования учебно-воспитательного процесса в целом. Развитию  данной проблемы способствует теорико-методологические труды психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Лурия, П.Я. Гальперина, В.В. Давдова, Б.П. Ешпова, Б.П. Лихачева, М.Н. Скаткина, П.Н. Филонова, И.Ф. Харламова и др).

         Существенный вклад в этот процесс внесен разносторонними теорико-методологическими исследователями Ю.К. Бабанского, Л.Ю. Гордина, М.Д. Зверева, Л.Я. Зориной, В.С. Ильина, В.В. Краевского, Ю.А. Конаржевского, В.М. Коротова, И.Я. Лернер, Н.А. Лошкаревой, М.И. Махмутова и др.

         Дидактико-методологические варианты обучения отдельным умениям, навыкам в границах разных учебных дисциплин предложены Е.П. Бриковт, Т.П. Герасимовой, Н.И. Запорожец, Т.А. Ладыженской, А.Ф. Никитиным, В.Н. Руденко, А.В. Усовой.

         В работах Ш.А. Амонашвили, А.Е. Дмитриева, М.Ф. Львова, Т.К. Чекмаревой показаны основы формирования общеучебных умений и навыков в системе начальной школы.

         Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные нами уроки можно использовать в дальнейшей профессиональной деятельности.

         База исследования: г. Иркутск, школа №18, 4 Д класс.


Возврат в  Заказать эту работу