pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Социализация современных подростков в условиях дополнительного образования


Содержание

 

Введение. 6

1. Теоретические аспекты социализации современных подростков в условиях дополнительного образования. 11

1.1 Определение понятия «социализация» отечественными  и зарубежными учеными  11

1.2 Особенности процесса социализации в подростковом возрасте. 26

1.3 Учреждения дополнительного образования как фактор социализации современных подростков. 35

2 Опытно-экспериментальная работа по реализации программы социализации подростков в условиях дополнительного образования  (на базе МОАУДОД ЦРТДЮ «Созвездие») 48

2.1 Основы опытно-экспериментальной  работы.. 48

2.2 Реализация программы социализации подростков в учреждениях дополнительного образования. 54

2.3 Анализ результатов исследования. 72

Список использованной литературы.. 79

Приложение А. 85

Приложение Б. 86

Приложение В. 90

 

 

 


Введение

 

Происходящие изменения, связанные с вхождением человека в социальный мир, его адаптация и социализация в этом мире, вызывают необходимость обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. Вопрос о социализации подрастающего поколения стал предметом обсуждения и внёс изменения в характере образования  конца XX – начала XXI века – отличаются в направленности содержания целей, ориентируемых на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность подрастающего поколения. 

Актуальность этой проблемы послужила предпосылкой «Концепции модернизации российского образования» на период до 2010 года, в которой зафиксировано положение о том, что «…общество должно формировать не только целостную систему ключевых компетенций подрастающего поколения, но и уровень социализации и адаптации в современных условиях, определяя тем самым современное качество образования».

Ранее определенный тип личности задавало советское государство, однако, сегодня общество само должно выработать и выбрать соответствующие интересам определенных социальных групп типы, средства и способы социализации ребенка, учитывая при этом особенности современной социальной ситуации: нестабильность, сопровождающую социальное переустройство общества, усиление его расслоения, плюрализм мнений, целей, жизненных стилей, разнообразие ценностных ориентаций, автономизацию семьи, разрыв субкультур, провоцирующий обострение конфликта поколений.

Критериями социализированности личности являются еe социальная компетентность, степень независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности. Формирование социальной компетентности личности подростка предполагает комплексное, целенаправленное воздействие на определенные личностные структуры, требует объединения усилий педагогов, родителей, психологов на основе специально разработанных, педагогически и психологически обоснованных программ развития социальной компетентности, учитывающих специфику конкретного возраста.

Современные тенденции развития системы образования в России предопределяются основной целью – подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества.

Научно-гуманистическая система образования позволяет осуществить триединую цель: воспитание культурного человека (субъекта культуры), свободного гражданина (субъекта истории, гражданского общества), творческой индивидуальности (субъекта деятельности, саморазвития).

Процесс социализации личности происходит под воздействием комплекса различных факторов, которые выступают как детерминанты данного процесса. К числу таких факторов относятся учреждения дополнительного образования как компоненты определенной системы дополнительного образования, которое характеризуется многообразием видов деятельности с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка, возможностью добровольного выбора организованных форм реализации дополнительных образовательных программ, системно-деятельностным подходом в организации образовательного процесса, способствующего личностному развитию и социализации растущего человека.

В связи с актуальностью нами была определена тема исследования:    «Социализация современных подростков в условиях дополнительного образования».

Проблема исследования: каковы особенности социализации современных подростков в условиях дополнительного образования?

Решение означенной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования:  социализация современных подростков.

Предмет исследования: процесс социализации современных подростков в условиях учреждения дополнительного образования.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить особенности процесса социализации в подростковом возрасте.

3. Раскрыть сущностные характеристики понятия «дополнительное образование».

4. Рассмотреть возможности учреждения дополнительного образования как фактора социализации современных подростков.

5. Разработать и апробировать программу  социализации подростков  и на основе опытно-экспериментальной работы  выявить особенности процесса социализации подростков в условиях учреждения дополнительного образования.

Гипотеза исследования:  мы предполагаем, что эффективность процесса социализации подростков в условиях учреждении дополнительного образования зависит от ряда условий:

- реализация программы социализации личности подростка на основе системно-деятельностного подхода,

- выстроенность взаимодействия взрослых и подростков,

- диагностическое обеспечение процесса социализации личности подростка.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОАУДОД ЦРТДЮ «Созвездие» г. Орска.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ и синтез результатов исследования.

Методологическая основа исследования. Методологической и теоретической основой исследования явились идеи и положения, разработанные в диалектико-материалистической теории понятия, теории системного подхода, интеграции наук (В.Г. Афанасьев, В.Л. Бенин, И.В. Блауберг, М.С. Каган, Э.Г. Юдин и др.); развития личности в деятельности (А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, A.C. Белкин, Э.Ф. Зеер и др.). 

В нашем исследовании мы опирались на положения о социальной природе психической деятельности человека (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), а также на психолого-педагогические концепции по изучению процесса социализации (В. Г. Бочарова, Б. 3. Вульфов, М.А. Галагузова, В. Т. Лисовский, P.A.Литвак, А.В. Мудрик, Ф. А. Мустаева, В. А. Никитин, В.Д. Семёнов и др.); теорию и практику подростковой культурно-досуговой деятельности (А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов), современные концепции развития дополнительного образования детей (В.А. Березина, А.К. Бруднов, М.Б. Коваль и др.)

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что обогащены имеющиеся теоретические представления социальной педагогики о специфике процесса социализации современных подростков в условиях учреждений дополнительного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и апробирована  программа социализации  подростков возможностями дополнительного образования, ее использовали в практике деятельности учреждения дополнительного образования.

Структура выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка литературы, приложения. 

Во введении обосновывается актуальность исследования, проблема, определяются объект, предмет, цель, задачи, выдвинута гипотеза, выбраны методы и база исследования, его научная новизна и практическая значимость, выносятся положения на защиту.

В первой главе «Теоретические аспекты социализации современных подростков в условиях дополнительного образования» рассматривается сущность понятия «социализация», проанализированы взгляды отечественных и зарубежных ученых об особенностях процесса социализации подростков в дополнительном образовании.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по реализации процесса социализации подростков на базе МОАУДОД ЦРТДЮ «Созвездие»» представлена программа и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по социализации подростков.

В заключении подводятся общие итоги исследования.

        Список литературы  насчитывает  63 наименования.

Положения выносимые на защиту:

- Социализация в качестве  категории общественного бытия  можно определить как процесс операционального овладения индивидом  набором  программ деятельности и поведения, характерных для культурных традиций,  существующих в актуальном для него жизненном пространстве, а также усвоение им (интериоризация) выражающих эти традиции   знаний, ценностей и норм (в том числе конфессиональных), необходимых для взаимодействия и сотрудничества с носителями  иных традиций на основе толерантности и межкультурного  (в том числе межэтнического) диалога.

- Учреждения дополнительного образования при комплексном и системном подходе обеспечивают успешную социализацию современных подростков.


Возврат в  Заказать эту работу